1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) осуществляет следующие формы финансового контроля:
1) предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете и иных проектов законов Республики Саха (Якутия) по бюджетно-финансовым вопросам;
2) текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения государственного бюджета на заседаниях постоянных комитетов, комиссий, рабочих групп Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
3) последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении государственного бюджета.
2. Контроль Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предусматривает право на:
1) получение от органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) необходимых сопроводительных материалов при утверждении государственного бюджета;
2) получение от органов, исполняющих государственный бюджет, оперативной информации об его исполнении;
3) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении государственного бюджета;
4) создание собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета;
5) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих государственный бюджет.
3. Правительство Республики Саха (Якутия) обязано предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах его компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).