Недействующий

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2004 года N 2228

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ" НА 2004-2006 ГОДЫ

Утратило силу

постановлением Костромской областной Думы N 2418 от 22.11.2007 года

В редакции:

постановления Костромской областной Думы N 332 от 20.04.2006 года

Рассмотрев областную целевую программу "Отходы" на 2004-2006 годы, представленную губернатором Костромской области, решение постоянной комиссии по аграрной политике, экологии и природным ресурсам, Костромская областная Дума отмечает, что представленная Программа одобрена постановлением губернатора Костромской области от 11.12.2003 года N 708 "Об областной целевой программе "Отходы" на 2004-2006 годы".

Необходимость принятия Программы вызвана неотложностью решения экологических и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Костромской области.

Общий объем финансирования Программы за счет различных источников определен в сумме 92425 тыс. рублей, в том числе : за счет средств областного бюджета - в сумме 12025 тыс. рублей, местных бюджетов - 10550,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 69850,0 тыс.рублей.

Программа является комплексом системных мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления и призвана совершенствовать существующую систему управления отходами.

В систему программных мероприятий входят:

- мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, научно-техническому и организационному обеспечению программы,

- мероприятия по обращению с отходами производства и потребления,

- мероприятия по организации и осуществлению мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их влияния,

- мероприятия по повышению эффективности государственного экологического контроля,

- мероприятия по формированию экологической культуры населения.

Ожидаемые конечные результаты Программы заключаются в стабилизации, а затем в улучшении экологической обстановки за счет уменьшения и локализации негативного воздействия отходов на окружающую среду, в увеличении объемов использования отходов в хозяйственном обороте, производстве товарной продукции, изготовленной из (с применением) отходов. Осуществление мероприятий по обращению с отходами производства и потребления позволит снизить на 20-30% негативное воздействие отходов на окружающую среду е районах осуществления мероприятий переработки и обезвреживания отходов. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба в результате деятельности мусоросортировочной станции в г. Костроме составит около 1,47 млн. рублей в год.

Программа согласована с муниципальными образованиями, заинтересованными организациями.

При этом следует отметить, что рассматриваемая Программа не включена в перечень областных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств областного бюджета.

На основании изложенного Костромская областная Дума ПОСТАНОВИЛА:

1 .Утвердить областную целевую программу "Отходы" на 2004-2006 годы.

2. Предложить администрации Костромской области:

2.1. Внести изменения в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2004 год" в части выделения финансирования и включения областной целевой программы "Отходы" в перечень региональных программ, финансируемых из областного бюджета.

2.2. При поступлении дополнительных доходов в областной бюджет рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию мероприятий вышеуказанной Программы, определенных Законом Костромской области "Об областном бюджете на 2004 год".

2.3. В целях дополнительного включения соответствующих мероприятий в данную Программу и учета их финансирования при формировании областного бюджета на 2005 год рассмотреть вопросы:

- экономического стимулирования деятельности по раздельному сбору, сортировке по фракциям и утилизации отходов, в т.ч. упаковочных;

- использования эколого-экономических регуляторов: платности природопользования, создания системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности в сфере обращения с отходами;

- предоставления льгот хозяйствующим субъектам, занятым в сфере производства продукции из вторичного сырья;

- обеспечения государственного заказа на изделия из вторичных материалов;

- устранения последствий загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления, развития сети комплексных приемных пунктов отходов;

- сопряженности мероприятий Программы с перспективой развития промышленности;

- утилизации осадка очистных сооружений канализации;

- по разработке:

а) целевой региональной программы "Строительство мусоросортировочных пунктов, мусороперерабатывающих станций, полигонов ТБО, биотермических ям до 2010 года";

б) программы использования вторичных ресурсов для производства продукции;

в) регионального закона "Об отходах".

2.4. Оказать содействие городу Костроме в выборе участка под полигон твердых бытовых отходов.

2.5. Привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Рекомендовать администрации области и органам местного самоуправления муниципальных образований:

- в течение 2004 года провести инвентаризацию мест размещения отходов, скотомогильников с целью их учета при принятии управленческих решений;

- принять меры по ликвидации и последующей рекультивации объектов захоронения отходов производства и потребления, расположенных на территориях городских и других поселений, лесопарковых, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления при формировании бюджетов муниципальных образований предусматривать расходы на реализацию мероприятий областной и муниципальных программ в сфере обращения с отходами производства и потребления.

5. Рекомендовать управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Костромской области совместно с комитетом по охране природной среды и природопользования администрации Костромской области ускорить завершение работы по инвентаризации отходов производства и потребления на территориях муниципальных образований и составлению кадастра отходов.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянной комиссии по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Ямщикову В.Н.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Костромской

областной Думы В. П. Ижицкий

Приложение
к постановлению Костромской
областной Думы
от 23.03.2004 г. N 2228

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ" на 2004 - 2006 годы ПАСПОРТ областной целевой Программы "Отходы" на 2004- 2006 годы

(изображение не поддерживается)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.

Сложившаяся в настоящее время в области ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов производства и потребления вывела эту проблему на первое место среди экологических проблем области, суть которой состоит не только в усиливающемся год от года опасном уровне загрязнения окружающей среды, создающем реальную угрозу здоровью населения, но и в значительном экономическом ущербе, обусловленном нерациональным использованием природных ресурсов.

В 1998 г. была разработана и утверждена постановлением главы администрации Костромской области от 28.12.98 г. N 725 областная целевая Программа "Отходы", сроки реализации которой 1999-2005 гг. В ходе реализации Программы осуществлялась ее корректировка как по объемам финансирования, так и по содержанию.

За период 1999-2003гг. часть запланированных мероприятий выполнена. Важнейшими из них являются:

- создание участка по демеркуризации вышедших из употребления ртутьсодержащих ламп на базе мехколонны N 23 в г. Костроме,

- рекультивация шламонакопителя бывшего химического завода (ассоциация "МАСП") в г.Буе,

- открытие цеха обезвоживания осадка очистных сооружений в г.Шарье,

- введение в действие новых полигонов твердых бытовых отходов в г. Нерехте и в г. Волгореченске,

- изготовление технологического оборудования для мусоросортировочной станции в г. Костроме,

- завершение строительства второй очереди очистных сооружений с биологической очисткой стоков АО "Шувалове",

- ликвидация несанкционированных свалок в Нейском, Кологривском, Буйском, Солигаличском и др. районах,

- осуществление бесперебойного функционирования пункта приема отработанных СОЖ в г. Нерехте,

- внедрение безасбестовой технологии с использованием теплоизоляционной краски на ОАО "Мотордеталь",

- начало производства древесного угля путем пиролиза частными предпринимателями (в Мантуровском, Судиславском, Солигаличском районах, Первомайским леспромхозом Макарьевского района).

Вместе с тем, в области обращения с отходами производства и потребления остается много нерешенных проблем. В Костромской области в среднем за год образуется:

- 463 тыс. тонн отходов производства, из них отходы 1-4 класса опасности составляют 1,5 тыс. тонн (0,7%), нетоксичные отходы (5 класс) 461,5 тыс. тонн (99,3%);

- 290 тыс. тонн отходов потребления, из них отходы 1-3 класса опасности 0,8 тыс. тонн (0,3%). Из 289,2 тыс. тонн нетоксичных отходов - 269,3 тыс. тонн (92,5%) составляют твердые бытовые отходы (ТБО), 20,9 тыс. тонн отходы, относящиеся к вторичным материальным ресурсам.

Около 50% объема твердых бытовых отходов составляют упаковочные отходы. 40-50%, а в отдельных случаях и до 100% упаковочные отходы представляют собой ценное вторичное сырье (бумагу, картон, металлы, пластмассы, древесину и др.), которое после сортировки и последующей переработки может быть снова вовлечено в хозяйственный оборот в виде товаров народного потребления, (строительных материалов, малых архитектурных форм, - тароупаковочных материалов и пр.).

Организованного извлечения вторсырья из собираемого мусора практически не производится, т.к. система раздельного сбора мусора не налажена. Ввод в действие строящейся в г. Костроме мусоросортировочной станции позволит увеличить процент извлечения ценных компонентов из твердых бытовых отходов и сократить количество отходов, вывозимых на свалки, однако из-за недостаточного финансирования сроки пуска в эксплуатацию мусоросортировочной станции в г. Костроме затягиваются.

В области твердые бытовые отходы практически не утилизируются и полностью вывозятся на свалки. В настоящее время постановлением главного государственного врача Костромского района от 12.05.03 г. с 01.01.2004 г. запрещена эксплуатация полигона ТБО в районе д. Семенково из-за негативного влияния на окружающую среду. Таким образом, возникает срочная необходимость по организации нового объекта размещения твердых бытовых отходов, а также по разработке комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.

По оценке контролирующих органов в Костромской области образуется 300 тыс.тонн биологических и специфических отходов, в том числе от падежа крупного рогатого скота, свиней, мелкого скота.

В настоящее время в области имеется 230 мест захоронения и обеззараживания трупов павших животных (180 скотомогильников и 50 биотермических ям), из них лишь 11 скотомогильников и 12 биотермических ям паспортизировано. Большинство мест захоронения не обустроено или требует капитального ремонта. Не решен вопрос утилизации трупов животных в г.Костроме. Захоронение производится населением самостоятельно в необорудованных местах.

На территории области зафиксированы: 2 полигона, 263 санкционированные свалки, 133 несанкционированные свалки. Ликвидация несанкционированных свалок идет медленно.

Из-за низкого уровня современных технологий и дефицита оборудования по утилизации промышленных отходов перерабатывается и вторично используется лишь незначительная их часть:

- древесные отходы используются крайне ограниченно, при образовании их в количестве 460 тыс.тонн в год. С древесными отходами в плане их использования и предотвращения загрязнения окружающей среды работают ограниченное количество предприятий. Среди них: ОАО "Фанком" в г.Мантурово и ОАО "Фанплит" в г.Костроме, ОАО "Мантуровопромлес", ОАО ЛХК "Буйлеспром".

Однако под использованием древесных отходов предприятиями подразумевается сжигание их в котельных или применение на подстилку для домашних животных, но не в качестве вторичного сырья. Остальное количество древесных отходов вывозится на свалки.

В области существует положительный опыт перевода муниципальных электро- и газовых котельных на работающие на твердом топливе (древесные отходы). В этом направлении работа проведена в Буйском районе (п.Корега), г.Макарьеве (котельная 23-квартала), заменены электрокотлы на котлы, работающие на отходах деревопереработки в Островском районе (д.Гуляевка) и Судиславском районе (п.Мирный), что экономически выгодно и экологически безопасно.

Не решен вопрос с мелкими пилорамами, где объемы производства небольшие. Здесь отсутствует четкий учет за отходами и контроль, временные площадки для размещения отходов, что приводит к образованию новых несанкционированных свалок, к невозможности использования вторично данного вида сырья.

Длительное время существует проблема лигнина в г.Мантурово, где в водоохранной зоне реки Унжи в буртах лежит более 3 млн.тонн лигнина, оставшегося от бывшего биохимического завода. Практически это громадное количество топлива, которое реально может быть использовано для целей отопления в г.Мантурово, находится в непосредственной близости от котельных.

Требует постоянного внимания вопрос утилизации токсичных отходов 1 класса опасности (ртутные лампы, запрещенные и пришедшие в негодность-пестициды).

В 2001 году за пределы области на переработку было отправлено - 63 тонны запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов. Среди них 38 тонн гранозана, 25 тонн ДДТ и других препаратов.

Работы продолжались и в 2002 году за счет средств областного бюджета, за счет экологических платежей. Всего израсходовано около 1,5 млн.руб.

Остаток подлежащих утилизации пестицидов, находящихся на складах сельскохозяйственных предприятий, составляет 24 тонны, на складах ОАО "Островскоеагропромхимия" и ОАО "Нерехтаагропромхимия" - 16,5 тонн (ДДТ, фетиурам, тхан, смесь пестицидов). Этот остаток пестицидов необходимо утилизировать как можно быстрее, поскольку их хранение в современной экономической ситуации обеспечить очень сложно. В хозяйствах препараты хранятся в приспособленных помещениях, не соблюдаются меры по обеспечению экологической безопасности.

В 2003 году в цех демеркуризации (мехколонна N 23, г.Кострома) на утилизацию было передано 59 тыс.шт. ртутных ламп и термометров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»