ЗАКОН
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 4 апреля 2003 года N 403
г.Южно-Сахалинск
О собраниях (сходах) граждан в муниципальных образованиях,
расположенных на территории Сахалинской области
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 февраля 2006 года на основании
Закона Сахалинской области от 9 февраля 2006 года N 11-ЗО
____________________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет компетенцию, порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан в муниципальных образованиях, расположенных на территории Сахалинской области (далее - область), принятия и изменения их решений.
1. Собрание (сход) граждан в муниципальных образованиях, расположенных на территории Сахалинской области (далее - собрание (сход) граждан) - форма непосредственного участия граждан, проживающих на определенной территории, в решении вопросов, отнесенных законодательством к его компетенции.
2. Собрание (сход) граждан может проводиться на всей территории муниципального образования или на отдельной его части (поселковых или сельских округов, поселений, микрорайонов, улиц, кварталов, групп домов, других внутригородских территорий) по вопросам местного значения, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области к ведению муниципального образования.
3. На территории муниципального образования, где не образован представительный орган местного самоуправления, собрание (сход) граждан осуществляет полномочия указанного органа, установленные уставом муниципального образования.
Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения их решений, пределы компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
В собрании (сходе) граждан имеет право участвовать каждый гражданин, постоянно или преимущественно проживающий на территории, на которой проводится собрание (сход) граждан, и достигший на день проведения собрания (схода) граждан 16 лет.
В собрании (сходе) граждан, выполняющем полномочия представительного органа местного самоуправления, имеет право участвовать каждый гражданин, постоянно или преимущественно проживающий на территории, на которой проводится собрание (сход) граждан, и достигший на день проведения собрания (схода) граждан 18 лет.
Не имеют права участвовать в собрании (сходе) граждан граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании (сходе) граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности.
Участие граждан в собрании (сходе) граждан является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на граждан в целях участия или неучастия в собрании (сходе) граждан, а также на их свободное волеизъявление.
Граждане участвуют в собрании (сходе) граждан на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос.
1. На собрание (сход) граждан, проводимое на всей территории муниципального образования, могут быть внесены любые вопросы местного значения, за исключением тех, которые относятся к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления, и вопросов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
2. На собрание (сход) граждан, проводимое на отдельной части муниципального образования, могут быть внесены вопросы местного значения, установленные уставом муниципального образования, за исключением тех, которые относятся к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления, и вопросов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
3. На собрание (сход) граждан, проводимое на территории муниципального образования или на отдельной его части, не могут быть внесены вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность или об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
- о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
4. На собрание (сход) граждан, выполняющее полномочия представительного органа местного самоуправления, вносятся вопросы, отнесенные уставом муниципального образования к ведению этого органа, а также вопросы местного значения.
1. Собрание (сход) граждан на всей территории муниципального образования или на отдельной его части по вопросам местного значения, отнесенным уставом муниципального образования к ведению муниципального образования, созывается представительным органом местного самоуправления.
2. В случае выполнения собранием (сходом) граждан функций представительного органа собрание (сход) граждан созывается по мере необходимости лицом, установленным уставом муниципального образования.
1. Собрание (сход) граждан на всей территории муниципального образования или на отдельной его части по вопросам местного значения, отнесенным уставом муниципального образования к ведению муниципального образования, проводится по инициативе:
- лица, установленного уставом муниципального образования;
- одной трети депутатов представительного органа местного самоуправления;
- граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) граждан.
2. Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, лица, установленного уставом муниципального образования, граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) граждан, оформляется в письменной форме с указанием вопросов, которые предполагается рассмотреть на собрании (сходе) граждан, и направляется в представительный орган местного самоуправления.
3. Количество граждан муниципального образования или отдельной его части, от имени которых может вноситься предложение о созыве собрания (схода) граждан, определяется уставом муниципального образования, однако не может быть менее пяти процентов от числа граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе) граждан. Если уставом не определено количество граждан муниципального образования или отдельной его части, от имени которых может вноситься предложение о созыве собрания (схода) граждан, то оно равняется пяти процентам от числа граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе) граждан.
4. Требование о проведении собрания (схода) граждан по инициативе граждан должно быть оформлено в виде подписных листов, в которых должны быть указаны: вопросы, выносимые на рассмотрение собрания (схода) граждан; ориентировочные сроки проведения собрания; фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего требование о созыве собрания (схода), адрес места жительства, дата внесения подписи и его подпись.
Подписные листы подписываются инициаторами собрания (схода) граждан и представляются в представительный орган местного самоуправления.
Бланки подписных листов изготавливаются по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Закону.
5. В случае выполнения собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления собрание (сход) граждан проводится по инициативе:
- лица, установленного уставом муниципального образования;
- граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) граждан.
Порядок определения количества граждан, которые могут внести предложения о созыве собрания (схода) граждан, а также порядок оформления инициативы граждан о проведении собрания (схода) граждан устанавливаются в соответствии с пунктами 1-4 настоящей статьи.
1. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования или на отдельной его части по вопросам местного значения, отнесенным уставом муниципального образования к ведению муниципального образования, представительный орган местного самоуправления обязан принять в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве собрания (схода) граждан одно из следующих решений:
- о созыве собрания (схода) граждан;
- об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан в случае нарушения порядка созыва собрания (схода) граждан, установленного настоящим Законом, уставом муниципального образования.
В случае принятия решения о созыве собрания (схода) граждан представительный орган местного самоуправления определяет дату, время и место его проведения.
2. В случае выполнения собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления лицо, установленное уставом муниципального образования, обязано принять в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве собрания (схода) граждан одно из следующих решений:
- о созыве собрания (схода) граждан;
- об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан в случае нарушения порядка созыва собрания (схода) граждан, установленного настоящим Законом, уставом муниципального образования.
В случае принятия решения о созыве собрания (схода) граждан лицо, установленное уставом муниципального образования, определяет дату, время и место его проведения.
3. Решение об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан может быть обжаловано в суд.
1. Подготовку, проведение собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования или на отдельной его части по вопросам местного значения, отнесенным уставом муниципального образования к ведению муниципального образования, и подведение его итогов проводит комиссия по организации собрания (схода) граждан, члены которой назначаются представительным органом местного самоуправления.
2. Подготовку, проведение собрания (схода) граждан, выполняющего полномочия представительного органа местного самоуправления, и подведение его итогов проводит комиссия по организации собрания (схода) граждан, члены которой назначаются лицом, установленным уставом муниципального образования.
Члены комиссии по организации собрания (схода) граждан заблаговременно, не позднее чем за 5 дней, оповещают всех жителей, проживающих на территории муниципального образования или части его территории, о дате, времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые выносятся на их обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства.
Собрание (сход) граждан на всей территории муниципального образования или на отдельной его части считается правомочным при участии в нем более двадцати пяти процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) граждан.
Собрание (сход) граждан, выполняющее полномочия представительного органа местного самоуправления, считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
До открытия собрания (схода) граждан проводится обязательная регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства.
Регистрацию участников осуществляют члены комиссии по организации собрания (схода) граждан.
Для ведения собрания (схода) граждан избираются председатель, секретарь и в случае необходимости счетная комиссия.
Вопросы, включенные в повестку дня собрания (схода) граждан, утверждаются большинством голосов от присутствующих.
Регламент работы собрания (схода) граждан и порядок голосования (открытое или тайное) определяются собранием (сходом) граждан в соответствии с уставом муниципального образования.
На собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указываются: дата и место проведения собрания (схода) граждан; общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе) граждан; количество присутствующих; фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии собрания (схода) граждан; повестка дня; содержание выступлений; результаты голосования и принятые решения. Протокол составляется в двух экземплярах по форме, указанной в приложении N 2 к настоящему Закону, и подписывается председателем и секретарем собрания (схода) граждан. К протоколу прилагается список граждан, зарегистрированных собранием (сходом) граждан.
Один экземпляр протокола собрания (схода) граждан передается представительному органу местного самоуправления или лицу, уполномоченному уставом муниципального образования созывать собрание (сход) граждан, в трехдневный срок со дня их проведения.
Решение собрания (схода) граждан принимается открытым или тайным голосованием.
Решение собрания (схода) граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на собрании (сходе) граждан.