Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ" НА 2004 - 2006 ГОДЫ

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения подпрограммными методами


Подпрограмма разработана на основании Постановления Государственного Совета Республики Коми от 25 марта 2004 года N III-3/29 "О Законе Республики Коми "О целевой республиканской программе "Реформирование жилищно-коммунального комплекса Республики Коми" на 2004 - 2006 годы" и рекомендаций Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 марта 2004 года N 13-2/135.

Объекты инженерной инфраструктуры городов и районов республики (котельные, котельное оборудование, водозаборные и очистные сооружения, тепловые и водопроводные сети) морально и физически изношены и требуется принятие срочных мер по их модернизации.

Из 594 котельных на балансе ОАО "АЭК "Комиэнерго" находятся 32 (5 процентов) котельные и ТЭЦ, в муниципальной собственности - 494 (83 процента) котельные, на балансе ведомств - 68 (11 процентов) котельных. Физический износ котлов и котельного оборудования в среднем по республике составляет 67 процентов, а в некоторых районах - 100 процентов.

На большинстве действующих котельных республики эксплуатируются устаревшие котлы, в основном - чугунно-секционные или стальные самодельные сварные с низким коэффициентом полезного действия, без химводоподготовки и деаэрации, сжигающие различные виды топлива с низкими технико-экономическими показателями и выработавшие свой ресурс.

Сокращение подключенных технологических нагрузок, консервация части мощностей действующих котельных, а также несвоевременная режимная наладка котлов привели к снижению технико-экономических показателей работы котельных, существенному увеличению удельных расходов топлива на производство тепловой энергии и, как следствие, значительному росту стоимости отпускаемого тепла.

Основными проблемами функционирования систем теплоснабжения городов и районов республики являются высокий уровень потерь тепла и воды в тепловых сетях, что связано с низким качеством их эксплуатации, приводящим к повышенному уровню тепловых потерь по сравнению с нормативными на 5 - 25 процентов, их разрегулированность. При общей протяженности тепловых сетей 2,2 тыс. км нуждаются в замене 413 км (17 процентов) сетей. Средний износ тепловых сетей составляет 63 процента.

Аналогичная ситуация с состоянием очистных сооружений и сетей водоснабжения и водоотведения.

Из эксплуатируемых водопроводных и канализационных очистных сооружений 25 - 50 процентов работают с перегрузкой и физическим износом более 64 процентов. Дефицит мощности водопроводных очистных сооружений составляет 94 процента.

Более чем в половине нецентрализованных источников водоснабжения (скважин без разводящей сети и колодцев), обеспечивающих питьевой водой в основном сельское население республики, вода не соответствует санитарным и гигиеническим нормам и правилам. В технической модернизации нуждаются 490 подземных источников (скважин) общей производительностью 240,1 тыс. куб.м в сутки со средним износом более 67 процентов.

Невысокими темпами идет модернизация и реконструкция изношенных водопроводных и канализационных сетей. Износ сетей водоснабжения по республике в среднем составляет 65 процентов, канализационных - 81 процент.

Все вышеперечисленные факторы говорят о необходимости принятия срочных мер по выводу муниципальных котельных, инженерных сооружений и сетей на современный уровень технического прогресса путем проведения их модернизации и реконструкции, строительства новых источников тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли республики связаны с реализацией Подпрограммы.

Реализация Подпрограммы позволит привести в соответствие с нормативно-техническими требованиями объекты инженерной инфраструктуры, значительно снизить затраты на производство коммунальных услуг (тепло, вода). Модернизация объектов предусматривается с применением энергосберегающего оборудования, материалов и технологий на основе первоначально проведенного энергоаудита и энергетического обследования.

Подпрограммой предусматривается модернизация конкретных объектов в разрезе муниципальных образований, в первую очередь котельных, находящихся в наиболее ветхом состоянии и имеющих наиболее высокие затраты на выработку тепловой энергии.

Финансово-экономическое и технико-экономическое обоснования модернизации указанных в мероприятиях Подпрограммы объектов жилищно-коммунального комплекса будут определены после разработки проектно-сметной документации на основе проведенного энергоаудита и энергетического обследования объектов.