Основанием для разработки окружной целевой программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Ненецком автономном округе на 2004 - 2008 годы" (далее именуемая Программа) является Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790 "О Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)", постановление администрации Ненецкого автономного округа N 585 от 21 октября 2002 года.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом числа заболеваний туберкулезом.
Эпидемическая ситуация в Ненецком автономном округе отражает проблемы в целом по Российской Федерации и остается напряженной.
По всему региону Крайнего Севера заболеваемость возросла с 79,3 до 81,5 на 100 тысяч населения в 2001 году.
Заболеваемость всеми формами туберкулеза в НАО в 2001 году стабилизировалась и даже несколько снизилась и составила 44,4 на 100 тысяч населения. Эпиднапряженность в округе объясняется высокой заболеваемостью среди ненцев - 144,8, превышающей общую заболеваемость почти в 3,5 раза, что требует дополнительных мероприятий, заложенных в Программе.
Заболеваемость туберкулезом среди детского населения, что является одним из главных показателей эпидемической ситуации, практически не изменилась и составила 10,1 на 100 тысяч населения.
Первичная бациллярность и заболеваемость с фазой распада стабилизировалась, но держится еще на высоких цифрах и составляет соответственно 17,8 и 13,3 на 100 тысяч населения.
Удельный вес больных с открытой формой заболевания среди первичных больных и с фазой распада держится на высоких цифрах и составляет соответственно 60% и 50%, но выявляются такие запущенные формы туберкулеза, как казеозная пневмония, летальный исход при которой составляет до 80%.
Болезненность (распространяемость) туберкулезом в целом по округу осталась на стабильном уровне и составляет 279,8 на 100 тысяч населения, среди коренного населения (ненцев) - 612,1 на 100 тысяч населения, в абсолютных числах от всех больных составляет 30%, однако превышает показатели по России.
Показатель распространенности (болезненности) с фазой распада составляет 86,6 на 100 тысяч населения, а общая бациллярность среди всех больных составляет 82,1 на 100 тысяч населения.
Показатель смертности от туберкулеза составляет в течение последних лет 6,6 на 100 тысяч населения.
Таким образом, следует отметить, что за последние 3 года, несмотря на стабилизацию некоторых показателей и даже некоторое снижение заболеваемости, эпидемическая ситуация по туберкулезу остается напряженной.
Среди коренных жителей (ненцев) округа отмечается более сложная напряженность эпидемической ситуации по туберкулезу в сравнении с прочим населением.
Удельный вес инфицированных детей ненецкой национальности превышает 35%.
Особенности труда и быта коренных жителей округа способствуют инфицированию и заболеванию туберкулезом около 24% контактирующих с бацилловыделителями.
Весьма актуальными являются проблемы оптимизации работы в туберкулезных очагах с использованием современных методов поиска источников заражения, разработки дифференциальных путей оздоровления очагов в условиях отсутствия регулярного транспортного сообщения, огромных расстояний между Нарьян-Маром и поселками.
Доля больных туберкулезом, диагностируемых по обращаемости, с запущенными заразными формами составляет 30% - 40%, что повышает стоимость лечения на 40%, а выход на инвалидность в 2 раза.
При проведении лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в условиях автономного округа следует принимать во внимание широкое распространение эпидемических гельмидозов, пьянства и алкоголизма, вторичных иммунодефицитов, а также климатоэкологическое воздействие на адаптивные резервные возможности организма, что в значительной степени влияет на резистентность человека к туберкулезу. Изучение и учет этих факторов позволит проводить дифференцированные противотуберкулезные мероприятия среди различных групп населения и тем самым повысит их эффективность.
Недостаточная оснащенность и материально-техническая база окружного противотуберкулезного диспансера (отсутствие типового диспансера, рентгенофлюорографического оборудования) и ЛПУ округа (отсутствие флюорографических аппаратов), неукомплектованность врачебных кадров и среднего медперсонала в связи с необеспеченностью их жильем не позволяет внедрять результаты новых научных разработок, что снижает качество их деятельности.
Недостаточное и несвоевременное финансирование противотуберкулезных мероприятий приводит к снижению охвата профосмотрами и, следовательно, недовыявлению легочной патологии (туберкулеза, рака и др. заболеваний).
Постоянная, из поколения в поколение, значительная инфицированность и заболевание туберкулезом являются одной из серьезных проблем выживания и гармоничного развития этноса коренного населения (ненцев).
В создавшейся социально-экономической ситуации в Ненецком автономном округе, в условиях высокого распространения туберкулезной инфекции и неутешительных прогнозов, возникает необходимость в дополнительных программных неотложных мероприятиях по борьбе с туберкулезом.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб государственной системы здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и общественных организаций в рамках целевой региональной программы.
Программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации по туберкулезу путем совершенствования служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально - технической базы лечебно-профилактических учреждений.
Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных с использованием современных методик и внедрением новых технологий, а также сокращению уровня смертности, инвалидизации, стабилизации и снижению показателей заболеваемости.