Недействующий

ЗАКОН

КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 24 января 2003 года N 184


Об окружной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 200
____________________________________________________________________

     

 Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (прилагается).

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Корякского автономного округа
В.А.Логинов


п.г.т. Палана

24.01.2003

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"

     

ПАСПОРТ
окружной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"

Наименование программы

Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Окружная целевая программа утверждена Думой Корякского автономного округа.

Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) программы

Департамент экономического развития и торговли Администрация Корякского автономного округа

Основные разработчики программы

Департамент экономического развития и торговли администрации Корякского автономного округа

Управление капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и жилищных субсидий администрации Корякского автономного округа

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели

создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально- культурного развития, повышения уровня образования,

профессиональной подготовки, обеспечения здоровья;

воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера и комплексное развитие хозяйственно-экономической структуры в районах их проживания при сохранении экологического баланса;

социальная реабилитация, национально-культурное развитие и повышение роли этих народов в экономических и социальных процессах;

повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей;

активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей иинтеграция в региональную экономику.

Сроки и этапы реализации программы

2003-2011 годы

Перечень основных мероприятий

развитие оленеводства, традиционных отраслей,

промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера, комплексная переработка продукции этих отраслей и сохранение природной среды и ресурсного потенциала районов проживания этих народов;

развитие системы здравоохранения и сферы услуг;

духовное и национально-культурное развитие, совершенствование системы образования и повышение роли коренных малочисленных народов Севера в экономических и социальных процессах;

энергообепеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера и развитие коммуникаций.

Исполнители основных мероприятий

Департамент экономического развития и торговли администрации Корякского автономного округа,

Управление капитального строительства администрации Корякского автономного округа,

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера,

Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Корякского автономного округа.

Управление здравоохранения

Управление образования

Управление культуры.

Объемы и источники финансирования

Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2003-2011 годы - 285,623 млн. рублей, в т.ч. средства:

федерального бюджета - 157,637 млн. рублей;

бюджета Корякского автономного округа - 30,9 млн. рублей;

внебюджетных источников - 97,086 млн. рублей.

Из них:

капитальные вложения - 264,793 млн. рублей;

прочие текущие расходы - 20,83 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

повышение уровня жизни коренных малочисленных народов Севера,

создание новых рабочих мест и обеспечение занятости,

повышение уровня образования, профессиональной подготовки,

развитие культуры и международного сотрудничества,

повышение конкурентоспособности и товарного выхода продукции местного производства на основе развития традиционных, сопряженных и новых отраслей,

восстановление природных ресурсов, развитие инновационного потенциала,

снижение ресурсной зависимости территорий проживания коренных малочисленных народов Севера,

повышение доходности бюджета округа.

Система организации контроля за исполнением программы

Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Государственный заказчик - Департамент экономического развития и торговли администрации Корякского автономного округа.

Управление капитального строительства администрации Корякского автономного округа ежемесячно отчитывается перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (приказ Минфина России от 15.06.2000 N 54н п.8) и Департаментом экономического развития и торговли об освоении полученных средств.

     

     
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Корякский автономный округ самый удаленный от центра субъект Российской Федерации, занимает северную часть полуострова Камчатка и прилегающую часть материка площадью в 301,5 тыс. кв.км. Протяженность водных границ округа- 3000 км.

Территория округа является одной из наиболее отдаленных окраин России, находится на расстоянии 8 - 10 тыс. км от основных экономических районов страны.

Округ разделен на четыре административных района. С запада территория округа омывается Охотским морем, с востока - Беринговым

Климат субарктический, отличается суровостью, особенно на севере. Вся территория, за исключением южной части Охотского побережья, лежит в зоне многолетней мерзлоты, занята преимущественно лишайниковыми и кустарниковыми тундрами и лесотундрами.

Плотность населения по округу в целом составляет 0,106 человек на 1 км, что в 10 раз меньше, чем в среднем на Дальнем Востоке и в 70 раз меньше, чем в среднем по Российской Федерации.

Корякский автономный округ располагает большим разнообразием полезных ископаемых.

И при всем этом богатстве экономика и социальная сфера округа находятся в глубоком кризисе. Прежде всего, это вызвано тем, что проводимая в последние годы экономическая политика фактически не учитывает ни особые природно-климатические условия проживания, ни политику ценообразования на основные виды продовольствия и товаров, ни геополитические условия, ни факторов, влияющих на состояние здоровья населения, ни особенности развития основных видов производства и освоения природных ресурсов. Вследствие чего, территория не получила должного промышленного развития для самостоятельного выживания в новых экономических условиях.

Численность населения по состоянию на 1 января 2002 года составляет 28,5 тыс. человек.

Следует подчеркнуть, что территория округа является местом исконного проживания коренных народов Севера - коряков, ительменов, чукчей, эвенов, камчадалов.

Этнографические ресурсы Корякского автономного округа многообразны. Культура малочисленных аборигенных народов округа насчитывает в своем развитии многие столетия и тем самым привлекает к себе огромное внимание. Она уходит своими корнями в далекое прошлое.

Проводившаяся политика интенсивного включения народов Севера в экономическую жизнь округа, вела к разрушению традиционного, национального, хозяйственного комплекса, но, несмотря на объективные трудности, малочисленные народы Севера за последние годы сумели не только сохранить свои культурные традиции и этническую самобытность, но и создали основы новых собственных экономических, социальных и культурных институтов, добились значительного международного признания, авторитета и прав.

В округе сохраняется и развивается национальное творчество коренного населения.

Сегодня возрождаются национальные праздники, обряды, ритуалы. Много лет подряд проводится национальный праздники: "Алхалалалай", первого убитого морского зверя "Хололо", "Ололо", "Кильвей"(праздник сбрасывания рогов и рождения оленят).

Фольклорное творчество распространено в Корякии повсеместно.

Корякский автономный округ славится своими национальными певцами и традициями древнего танца.

Доля коренных народов Севера в общей численности населения территории их проживания составляет 36,4 процента, в том числе: коряков - 6980 чел., чукчей - 1395 чел., ительменов- 1189 чел., эвенов - 792 человека. Подавляющее большинство - около 75 процентов аборигенного населения - проживает в сельской местности.

Сдерживающим фактором на пути возрождения культуры является полное отсутствие материальной базы. Культура в настоящее время не имеет практически никакой финансовой поддержки.

Около 50 процентов клубных учреждений и 70 процентов библиотек требуют капитального ремонта, а пятая их часть находится вообще в аварийном состоянии.

Учреждения культуры испытывают острую потребность в квалифицированных специалистах.

Из-за отсутствия финансовых средств невозможно приобретать инвентарь, оборудование, сырье для отделений декоративно-прикладного творчества. Светотехническая и музыкальная аппаратура Домов культуры находится на уровне 70-х годов. Без принятия срочных мер государственной поддержки, учреждения культуры округа на старых запасах и энтузиазме могут продержаться еще год-два, не более.

За прошедшие годы экономических реформ округ лишился:

- гарантированного материально-технического обеспечения отраслей народного хозяйства и населения продовольственными и промышленными товарами;

- разрушились коммуникационные связи, своего транспорта в округе нет;

В последнее 10-летие социально-экономическое положение Корякского автономного округа остается достаточно сложным. Основной причиной этого является распространение кардинальных экономических и социальных реформ в России на всю ее территорию без учета особенностей отдельных ее регионов.

В частности, Корякский автономный округ вступил в рынок в неравных экономических условиях по сравнению с другими регионами страны:

- отсутствие собственной производственной перерабатывающей базы (округ ранее рассматривался как сырьевой регион);

- зависимость территории от завозных топливно-энергетических ресурсов;

- отсутствие автотранспортной сети, обеспечивающей внутренние и внешние связи и ряд других факторов.

Наличие указанных факторов привело к тому, что в отраслях экономики округа уровень издержек очень высок. Основная доля издержек приходится на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов, что, в свою очередь, приводит к значительному росту стоимости электрической и тепловой энергии, которые вместе с транспортными расходами составляют в структуре материальных затрат около 50 процентов. Отсюда - высокие цены на производимые в округе товары, что не позволяет им конкурировать с товарами, произведенными в других регионах страны. А это ведет к спаду производства.

Спад производства, хроническая неплатежеспособность, инфляционные процессы отрицательно отразились на финансовом положении большинства предприятий округа. Все это привело к тому, что основные параметры, оценивающие эффективность экономики (рентабельность производства, себестоимость продукции, степень обновления основного капитала и др.), значительно ухудшились по отношению к значениям, достигнутым в дореформенный период.

К важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, относится прежде всего развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство, охотничьего и морского зверобойного промыслов, рыболовства и др.), которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис.

Северный олень обеспечивал продуктами питания, одеждой, служил транспортным средством в суровых климатических условиях. С переходом к рыночной экономике, мизерной дотационной поддержки и при отсутствии необходимой системы заготовок, оленеводство оказалось не в состоянии справиться с конкуренцией по отношению с завозной продукцией, что привело и приводит к разрушению даже считавшихся крепкими совхозов и к сокращению поголовья оленей.

Наметившаяся еще с 1987 года тенденция снижения поголовья оленей, в 2001 году достигла критических пределов. Поголовье оленей в округе на конец года во всех категориях хозяйств составило всего лишь 30,3 тыс. голов по сравнению с 1990 годом сократилось в пять раз. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада.

На зародившееся в начале 90-х годов фермерство возлагались большие надежды на более полное удовлетворение потребностей населения в продукции сельского хозяйства. Однако эти надежды так и не оправдались. Пик "расцвета" выпал на 1995 год, поголовье оленей здесь составляло 24 тыс. голов, или 14% от общего поголовья стада, на конец 2001 года численность оленей составила только 350 голов.

Число крестьянских (фермерских) хозяйств за этот период сократилось с 35 до 13., т.е. на 21 хозяйство. Крестьянские (фермерские) хозяйства, оказались в тяжелейшем финансовом положении. Практически все хозяйства не платежеспособны. Единственный вид транспорта - авиация, стала недоступной товаропроизводителям, в связи с ее дороговизной. Случилось так, что оленеводы оказались самой незащищенной частью населения. Отсутствие надежды на улучшение жизни, отрицательно влияет на дисциплину труда, снизилась ответственность за результаты производства.

В 1990 году оленеводство полностью обеспечивало округ в потребности мясом (3138 тонн), а его излишки вывозились за его пределы. В 2001 году производство оленины по округу составило всего 142 тонны. В последние годы мясо оленины на прилавках магазинов вообще отсутствует.

Одной из главных причин снижения поголовья оленей являются:

- ежегодно увеличивающиеся непроизводительные отходы оленей от падежа, травли волками, потерь из-за ухода домашних оленей со стадами мигрирующих диких северных оленей;

- из-за отсутствия финансирования практически прекращены ветеринарные лечебно-профилактические мероприятия в отрасли.

Многолетними усилиями оленеводов, специалистов была отлажена и внедрена система противооводовых обработок. При этом достигался определенный эффект - создавались условия для повышения упитанности и сохранения оленей, улучшения качества кожсырья.

Убыточной стала некогда рентабельная отрасль - оленеводство, рассматривавшаяся ранее как одна из самых доходных.

В последнее время культурному, бытовому и медицинскому обслуживанию оленеводов не уделяется практически никакого внимания. Остались в далеком прошлом обязательные выезды агиткультбригад и торговых предприятий, демонстрация фильмов, ежегодные профилактические медицинские осмотры оленеводов.

В тундре основным жильем для оленеводов так и остались меховые и брезентовые палатки.

Отсутствие надлежащих условий труда и быта, низкий уровень зарплаты, заработная плата в сельском хозяйстве одна из самых низких, на 25-50% ниже среднеокружной, давно не получаемой деньгами, является причиной оттока кадров из отрасли. Из-за неустроенности быта и нехватки средств к существованию уходят из бригад женщины, что приводит к еще большему ухудшению бытовых условий. Из традиционного уклада жизни отстраняются дети оленеводов, нарушается преемственность и передача опыта, если в 1995 году оленеводов из числа лиц местной коренной национальности в округе насчитывалось 555 человек, то к концу 2002 года их осталось только 348 человек. Местное коренное население в большинстве своем работало в сельском хозяйстве - оленеводстве. В современных экономических условиях эта отрасль претерпевает серьезные трудности, поставлена в тяжелейшие условия самовыживания.

Престижная ранее на Севере профессия оленевода обесценилась.

Основными причинами создавшегося положения в оленеводстве являются: общий экономический кризис в стране, проведение экономических реформ без учета особенностей, отсутствие льготного кредитования, частичной компенсации хотя бы транспортных затрат. Если не принять действенных мер, оленеводство в округе прекратит свое существование.

Много проблем в настоящее время в оленеводческих звеньях с их снабжением. Намного ухудшилось материально-техническое обеспечение оленеводства. Во всех хозяйствах из-за значительного износа ухудшилось техническое состояние тракторов, автомашин, вездеходов, радиостанций, передвижных электростанций, снегоходов. Приобретение новых или запасных частей к имеющейся технике представляется крайне сложным.

Практически прекратили свое существование мастерские по пошиву национальной одежды. Ранее такие цеха были почти в каждом оленеводческом звене.

Крайне несовершенна, даже примитивна, технология забоя, осуществляемого практически в полевых условиях. Имеющиеся убойные пункты расположены в приспособленных, старых помещениях. Убойные площади не оборудованы технологическим оборудованием не только для углубленной переработки, но и для нормального забоя и сохранения продукции.

Все это делает отрасль "оленеводство" малопривлекательной.

Восстановление поголовья оленей потребует частичного перепрофилирования отрасли с преимущественно односторонней ориентацией (производство мяса), на дополнительные направления развития, т.е. переработку мяса и мехового сырья, а в дальнейшем и на производство эндокринной продукции, лекарственных препаратов из субпродуктов оленей и пантов. Для этого будет необходимо строительство убойных пунктов с отделениями переработки крови и конфискатов, мини цехов по переработке мяса и оленьих шкур, мастерских по пошиву одежды и обуви из перерабатываемого сырья. Потребность в качественном сырье поставит вопрос о частичном раннем (осеннем) забое оленей, что в свою очередь приведет к необходимости строительства холодильников.

Развитие перерабатывающих производств повлечет за собой укрепление инфраструктуры национальных сел, их энергетики, социальной сферы, поправит положение в молочном животноводстве, птицеводстве. Возрождение оленеводства и других агропромышленных производств будет способствовать развитию охотничьих промыслов, туризма, организации сбора и переработки дикорастущего растительного сырья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»