Выгодное географическое положение области и развитая сеть железных дорог, включенная в схему развития трансъевропейских коридоров, обуславливает широкие возможности использования железнодорожного транспорта в туристских целях.
К основным железнодорожным магистралям области, по которым в регион ежегодно прибывает до 14% российских и 6% зарубежных туристов, относятся:
Северное направление: железнодорожная магистраль Калининград - Нестеров - Сморгонь - Молодечно - Полоцк - Витебск - Невель - Новосокольники - Дно - Санкт-Петербург;
Восточное направление: широтная магистраль Калининград - Черняховск - Нестеров - Каунас - Вильнюс - Минск - Москва;
Южное направление: через Польшу в центральные, южные и западные регионы Европы. В настоящее время в этом направлении наиболее интенсивно (ежедневно в течение года) используется маршрут Калининград - Гдыня (Польша).
По мере реализации схем развития европейских транспортных коридоров, а также с учетом того факта, что значительная часть потенциальных гостей Калининградской области является людьми пожилого возраста, предпочитающими использовать для передвижения железнодорожный транспорт, в ближайшей перспективе следует ожидать существенного увеличения туристов, прибывающих в регион по железной дороге.
Помимо средства доставки туристов в регион, железнодорожный транспорт может быть использован и в качестве средства путешествия, подобно круизным кораблям, яхтам и т.д., совмещая функции средства перемещения и средства размещения - т.е. своего рода "гостиницы на колесах". В ряде стран Европы, включая Германию, путешествия на комфортабельных, оборудованных в туристических целях поездах, пользуются популярностью. Организация подобного поезда (поездов) при поддержке со стороны Министерства железнодорожного транспорта позволила бы существенно расширить возможности всесезонного развития туризма в регионе, увеличить количество прибытий и получить значительные доходы для региональной и федеральной казны.
При помощи специальных туристических поездов могут быть организованы как международные, так и внутрирегиональные (разветвленная железнодорожная сеть региона обеспечивает доступ практически ко всем исторически значимым местам области) железнодорожные туристические маршруты (круизы). К наиболее перспективным из них могут быть отнесены:
Международные маршруты (круизы):
- "Великий янтарный путь" (Калининград - Варшава - Брно - Вена - Венеция - Рим) (сотрудничество: Россия, Польша, Чехия, Австрия, Италия);
- "Связь времен" (Калининград - Быдгощь - Берлин - Дуйсбург (город, в котором в настоящее время находится центр восточно-прусского землячества) (сотрудничество: Россия, Польша, Германия);
- "Восточный путь" (Калининград - Черняховск - Каунас - Вильнюс - Минск - Смоленск - Москва) (сотрудничество: Россия, Литва, Беларусь);
- "Балтийское кольцо" (Калининград - Черняховск - Каунас - Вильнюс - Даугавпилс - Псков - Луга - Новгород - Волхов (Старая Ладога) - Санкт - Петербург - Луга - Псков - Рига - Шауляй - Советск - Калининград) (сотрудничество: Россия, Литва, Латвия);
- "Большое янтарное кольцо" (Калининград - Черняховск - Каунас - Вильнюс - Гродно; далее - варианты: I - Сувалки - Голдап - Черняховск - Калининград; II - Белосток - Варшава - Мальборк - Эльблонг - Мамоново - Ладушкин - Калининград) (сотрудничество: Россия, Литва, Беларусь, Польша);
- "Малое янтарное кольцо" (Калининград - Багратионовск - Ольштын - Эльблонг - Мамоново - Ладушкин - Калининград) (сотрудничество: Россия, Польша).
Внутрирегиональные маршруты:
- "Калининградское взморье" (Калининград - Зеленоградск - Пионерский - Светлогорск - Янтарный - Приморск - Балтийск - Калининград);
- "По историческим городам Калининградской области":
- Калининград - Гурьевск - Полесск - п. Большаково - Славск - Советск (Неман) - Черняховск - Знаменск - Гвардейск - Калининград;
- Калининград - Гвардейск - Знаменск - Черняховск - Гусев - Нестеров - п. Ильинское - оз. Виштынецкое.
Очевидно, что организация железнодорожных путешествий предполагает тесную координацию с местными автотранспортными и туристскими фирмами, обеспечивающими доставку туристов от железнодорожных вокзалов (станций) к достопримечательным объектам и проведение экскурсий.
В целом же эффективное использование железнодорожного транспорта в туристско-рекреационных целях нуждается в разработке соответствующей программы, в которой наряду с вышеотмеченными должны найти отражение вопросы, связанные с: проведением маркетинговых исследований, посвященных оценке качественного и количественного состава потенциальных отечественных и зарубежных потребителей услуг железнодорожного транспорта, включая услуги специальных туристических поездов; определением механизмов обеспечения эффективной загрузки составов и их конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта по ценам и качеству предоставляемых услуг; выявлением наиболее перспективных маршрутов и разработке рекламных кампаний; подготовкой специалистов и разработкой системы мер по координации (взаимодействию) отечественных и зарубежных турфирм (операторов) в процессе формирования и развития данного вида туристских услуг и т.д.