Недействующий

Об утверждении "Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002-2006 годы"

Автомобильный транспорт


В настоящее время автотранспорт является основным видом транспорта, который используют прибывающие в Калининградскую область как отечественные, так и зарубежные туристы. Согласно экспертным оценкам 83% россиян (в т.ч. 77% организованно, на автобусах, и 6% индивидуально, на личном автотранспорте) и 74% иностранцев (в т.ч. 72% на автобусах и 2% на личном автотранспорте) прибывают в регион на автотранспорте.

На сегодня в области действуют семь пограничных автопереходов:

- четыре с Литвой (Морское - Нида, Советск - Панемуне, Пограничный - Раманишкяй, Чернышевское - Кибартай);

- три с Польшей (Мамоново - Гроново, Багратионовск - Безледы, Гусев - Голдап).

Наибольшей интенсивностью (от 2000 до 4000 машин в сутки) характеризуются пограничные автопереходы в Советске и Багратионовске.

Перспективы развития в регионе въездного автотуризма в значительной степени связаны с реализацией проекта строительства т.н. Ганзейской дороги "ВИА-Ганзеатика", которая пройдет вдоль побережья Балтийского моря от Санкт-Петербурга до Любека. Частью этой магистрали может стать реконструируемый российско-германской фирмой "Россбан" участок знаменитой "Берлинки" (бывшей автострады "Берлин - Кенигсберг") от Калининграда до границы с Польшей (62 км с интенсивностью движения от 2500 до 3000 машин в сутки).

Существенный вклад в увеличение потока туристов, прибывающих в область автотранспортом, может внести и развитие интермодульного коридора в части автомагистрали Калининград - восточный участок государственной границы с Литвой (пос. Чернышевское/г. Кибартай). Протяженность автомагистрали первой категории - 172 км с интенсивностью движения 3000-8000 единиц транспорта в сутки. По этому направлению в регион будет поступать основная часть туристов из центральных и южных регионов России, а также основной поток туристов из Беларуси и Украины.

Посредством этих международных магистралей внутрирегиональная сеть автодорог все больше интегрируется в европейскую автотранспортную систему.

В области все автомобильные дороги общего пользования (их протяженность - 4,6 тыс. км) имеют твердые покрытия. По плотности таких дорог (303 км на 1000 кв. км территории) Калининградская область в России уступает лишь Московской области.

Внутриобластное использование автотранспортной инфраструктуры существенно дифференцировано по территории. Наиболее интенсивным движением (от 2 до 4 тысяч машин в сутки) характеризуются следующие участки автодорог: Калининград - Советск (от Калининграда до пос. Талпаки и от пос. Большаково до Советска); Калининград - Зеленоградск; Калининград - Светлый; Калининград - Багратионовск.

Большинство же дорог области используется со значительно меньшей интенсивностью (менее 1000 машин в сутки). В целом пропускная способность дорожной сети региона имеет значительный резерв (свыше 50%).

Из автотранспортных средств внутри региона в настоящее время в туристских целях используются в основном автобусы и микроавтобусы (56 единиц), обслуживающие экскурсионные маршруты продолжительностью не более 8 часов (например, маршруты "Национальный парк "Куршская коса" и "Янтарное побережье" продолжительностью 6-8 часов).

Как свидетельствует мировой опыт, развитие международных транспортных коридоров и увеличение туристско-рекреационной привлекательности регионов неизбежно сопровождается существенным увеличением потока неорганизованных автотуристов (индивидуальных, семейных, малых групп), к чему Калининградская область (как и большинство других регионов России) в настоящее время подготовлена крайне слабо.

К основным направлениям развития автотуризма в регионе относятся:

- разработка механизма проведения экспертизы проектов по модернизации действующих и строительству новых автомагистралей для включения в эти проекты разделов, связанных с организацией придорожного пространства в туристско-рекреационных целях (строительство мотелей, кемпингов, АЗС и т.д.). При этом в состав экспертов должен быть включен специалист по ландшафтной архитектуре;

- разработка мероприятий по организации в области так называемых "туристских дорог", представляющих собой автомагистрали, проложенные по живописной местности или соединяющие территории, на которых расположены памятники природы, истории и другие достопримечательные объекты, и по которым движение грузового транспорта либо ограничено, либо запрещено вовсе. Вдоль туристских дорог размещаются объекты, обслуживающие туристов и рекреантов (гостиницы, кемпинги, кафе, рестораны, площадки для пикников, временные стоянки, сувенирные магазины и т.д.). Эти туристские дороги могут быть использованы также вело- и мототуристами;

- разработка региональной системы проката автомобилей и других транспортных средств. Без этой "детали" регион не может быть конкурентоспособным на рынке туристско-рекреационных услуг, тем более что его эксклавное положение существенно упрощает контроль за использованием арендованных транспортных средств;

- разработка системы мероприятий, направленных на повышение эффективности обслуживания индивидуальных (семейных) автотуристов: выпуск тургайдов (карт, справочников и т.д.) с указанием рекомендуемых турмаршрутов с подробным описанием условий и ограничений их прохождения на русском, английском и немецком языках;

- разработка мероприятий по привлечению жилого фонда, принадлежащего населению, для целей развития автотуризма (например, предоставление ночлега по принципу "bed and breakfast" и т.д.).