В настоящее время лишь 3% российских и 10% иностранных туристов прибывают в Калининградскую область воздушным транспортом. Для региона-анклава, стремящегося стать одним из ведущих туристско-рекреационных центров Европы, развитие воздушного транспорта имеет принципиально важное значение.
Сегодня основной объем авиационных перевозок пассажиров осуществляется государственным унитарным предприятием (ГУАП) "Калининградавиа", включающим в себя 2 производственно-технологические единицы:
- аэропортовый комплекс "Храброво", расположенный в 17 км к северо-востоку от Калининграда, в состав которого входит взлетно-посадочная полоса, позволяющая принимать воздушные суда с взлетной массой до 100 тонн, и аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час;
- авиационный отряд, состоящий из 9 воздушных судов (2 самолета типа Ту-154М и 7 самолетов типа Ту-134А).
Аэропорт "Храброво" является, по российской классификации, аэропортом IV класса и осуществляет обслуживание пассажирских и грузовых авиаперевозок на внутренних и международных авиалиниях самолетами Боинг-737, Ту-154, Ту-134, Ан-26 и др. Кроме ГУАП "Калининградавиа", из аэропорта "Храброво" перевозку пассажиров осуществляют: авиакомпания "Аэрофлот", авиапредприятие "Пулково", авиапредприятие "Авиалинии Кубани", "Красноярские авиалинии" и др.
Основные регулярные международные маршруты: Турция (Стамбул, Анталия), Болгария (Бургас).
Основные регулярные авиалинии внутри России: Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Тюмень, Ростов, Самара, Краснодар, Минеральные Воды, Сочи, Симферополь, Алма-Ата, Актау.
Следует отметить, что существующий потенциал ГУАП "Калининградавиа" не отвечает современным потребностям региона в целом и его туристско-рекреационной отрасли в частности и нуждается в радикальном развитии путем: реконструкции аэровокзала в целях увеличения его пропускной способности до 600 пассажиров в час; реконструкции взлетно-посадочной полосы (ее удлинения и усиления); реконструкции мест стоянок самолетов и рулежных дорожек; реконструкции светосигнального оборудования и объектов средств посадки; создания полноценного центра УВД, отвечающего современным требованиям безопасности полетов; обновления парка воздушных судов. Реализация этих мероприятий позволит получить аэропорту статус международного и существенно увеличить количество прибывающих в регион туристов.
Помимо "большой" авиации, значительный вклад в становление региона в качестве международного туристического центра может внести развитие на его территории инфраструктуры "малой" авиации и иных средств перемещения по воздуху (вертолеты, воздушные шары, дельтапланы и т.д.). Данная проблема носит комплексный характер и также нуждается в программно-целевом подходе для своего решения, в рамках которого должны быть рассмотрены вопросы, связанные с реконструкцией имеющихся и созданием новых взлетно-посадочных дорожек (площадок), ангаров, диспетчерских служб, разработкой воздушных туркоридоров для авиапутешественников; организацией фирм по оказанию услуг, связанных с арендой самолетов, вертолетов и т.д. Импульсом для развития воздушных путешествий с использованием средств малой авиации может служить проведение внутрирегиональных и международных (с участием Литвы, Польши и Германии) авиационных шоу, воздушных парадов, фестивалей воздушных шаров и т.д.
1.1.4.4. Нормативно-правовая, научно-методическая, информационно-рекламная и кадровая составляющие туристско-рекреационной отрасли региона