Механизм реализации Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002-2006 годы предусматривает использование всей совокупности существующих управленческих методов воздействия на процесс реализации программных мероприятий, включающий организационные, экономические, финансовые, правовые, социально-психологические, информационные и иные методы.
Цель данного механизма заключается в организации эффективного обеспечения достижения целей, задач и стратегических ориентиров Программы.
К главным принципам, на которых базируется механизм реализации Программы, относятся: целенаправленность, системность, гибкость, открытость (возможность подключения к Программе), согласованность интересов участников Программы, гласность и эффективность.
Определяющими принципами, обуславливающими специфику механизма реализации настоящей Программы, являются гибкость и открытость. План реализации программных мероприятий на 2002-2006 годы построен таким образом, что по мере его реализации (разработки программ, концепций и т.д.) и подготовки проектно-сметной документации объектов (мероприятий), определяемых в рамках данных программ (концепций) в качестве наиболее значимых с общерегиональных позиций, последние (объекты и мероприятия), пройдя экспертизу и соответствующую процедуру согласований, вводятся в Программу в качестве туристско-рекреационных объектов (мероприятий) общерегионального значения.
Для обеспечения этой процедуры в плане реализации программных мероприятий (начиная с 2003 года) предусмотрено проведение ежегодного анализа результатов реализации программных мероприятий и подготовки предложений по внесению изменений (дополнений) в настоящую Программу.
Другой отличительной особенностью механизма реализации настоящей Программы является то, что значительная часть его (механизма) элементов разрабатывается в ходе реализации самой Программы. Это относится и к нормативно-правовым, и к финансово-экономическим, и к информационным элементам механизма реализации Программы. Так, реализация мероприятий по созданию в регионе сети туристско-информационных центров, организация специализированного сайта в Интернете с размещением в нем настоящей Программы, выпуск рекламно-информационных справочников и буклетов способствуют информационному обеспечению реализации Программы на принципах гласности и открытости. Реализация мероприятий по разработке организационно-экономического механизма стимулирования привлечения инвестиций в осуществление крупномасштабных проектов, а также по развитию в регионе процесса микрокредитования туристско-рекреационной деятельности способствует финансово-экономическому (инвестиционному) обеспечению реализации Программы на принципах эффективности.
Программа предполагает создание нормативно-законодательной базы для обеспечения формирования эффективной системы управления развитием и жизнедеятельностью туристско-рекреационной отрасли в целом и туристско-рекреационными территориями в частности. Создаваемая система управления предусматривает:
- создание условий для привлечения инвестиций;
- повышение заинтересованности муниципальных образований в развитии туристско-рекреационной деятельности на их территории;
- согласование интересов муниципальных образований и перераспределение прибыли от туристско-рекреационной деятельности между ними в интересах населения и местных бюджетов;
- повышение эффективности управления и ускорение процессов реализации Программы;
- эффективное использование земельных ресурсов туристско-рекреационных территорий.
Управление Программой осуществляется комитетом по туризму и межрегиональным связям администрации Калининградской области.
Координатором Программы является комитет по туризму и межрегиональным связям администрации Калининградской области при активной поддержке со стороны координационного совета при главе администрации (губернаторе) области по вопросам развития индустрии туризма в Калининградской области.
Для эффективной реализации Программы при ее координаторе целесообразно создать группу научно-методического сопровождения Программы.
Комитет по туризму и межрегиональным связям администрации Калининградской области по результатам ежегодно проводимых маркетинговых исследований и анализа итогов реализации программных мероприятий подготавливает бюджетную заявку на очередной финансовый год для финансирования существующих и новых мероприятий Программы. К данной заявке прилагается пояснительная записка с соответствующими экономическими обоснованиями необходимости включения в Программу новых объектов (мероприятий).
Неотъемлемым элементом механизма реализации Программы является ее мониторинг, осуществляемый с помощью проведения ежегодного маркетингового исследования и анализа результатов реализации программных мероприятий.
Контроль за ходом выполнения Программы целесообразно возложить на первого заместителя главы администрации Калининградской области, курирующего вопросы, связанные с развитием туризма и рекреации.