Недействующий

Об утверждении "Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002-2006 годы"

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Анализ стартовых условий и перспектив развития туристско-рекреационной отрасли в Калининградской области позволяет сформулировать наиболее острые проблемы ее становления и развития, обуславливающие выбор основных целей и задач настоящей Программы:

- нуждающаяся в совершенствовании система регулирования процессом становления и развития туризма и рекреации в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации области;

- слабая координация по въездному туризму в масштабах области, обуславливающая неоптимальное посезонное распределение туристских потоков (большинство международных мероприятий проводится в летний период времени);

- отсутствие надежной и достоверной системы статистической отчетности, позволяющей оценить реальный вклад туристско-рекреационной отрасли в экономику области и улучшить систему регулирования процессом развития индустрии туризма;

- несовершенная нормативно-правовая база туризма и рекреации;

- нехватка инвестиционно-финансовых ресурсов, направляемых на развитие туризма и рекреации;

- недостаток в разнообразии туристских продуктов/пакетов, диссонирующий с огромным туристско-рекреационным потенциалом региона;

- крайне низкий уровень использования водных ресурсов области и близлежащих территорий в туристско-рекреационных целях, обусловленный слаборазвитой инфраструктурой водного туризма (по статистике, каждый 3-й европеец-путешественник предпочитает передвигаться по воде);

- высокий уровень цен, слабо коррелирующий с уровнем качества предоставляемых туристическими фирмами услуг;

- неразвитость инфраструктуры обслуживания индивидуальных и семейных туристов;

- "вялая" политика в области продвижения туристско-рекреационных продуктов на отечественный и зарубежные рынки;

- неэффективная контрреклама, направленная на развенчание сложившегося образа региона в качестве закрытой зоны России;

- неравномерность размещения объектов гостиничного комплекса. Так, если в Приморском районе количество мест размещения примерно соответствует европейским нормам для туристских центров (30 мест на 1000 жителей), то в г. Калининграде этот показатель составляет 4 места на 1000 жителей (в среднем по Европе 14-18 мест на 1000 жителей), а в других районных центрах и того меньше;

- потребность в ускоренном развитии объектов индустрии развлечений;

- дисбаланс в развитии средств размещения и объектов зрелищно-развлекательной индустрии (аквапарки, Диснейленды и т.д.), ведущий к существенным потерям, связанным с недоиспользованием средств размещения, особенно в период межсезонья;

- комплекс проблем, связанных с охраной окружающей среды и рациональным природопользованием, препятствующие устойчивому развитию туризма и рекреации в регионе:

- продолжающийся сброс загрязненных промышленных (от целлюлозно-бумажных и других промышленных объектов) и бытовых отходов в водоемы (до 250 млн. тонн/год), что приводит к "цветению" воды в заливах и даже временному закрытию пляжей в курортной зоне;

- ухудшающееся состояние воздушного бассейна из-за увеличивающихся выбросов от стационарных (180 кг на одного жителя области) и нестационарных источников (выбросы от автотранспорта составляют 36-38 тыс. тонн ежегодно; Калининград отнесен к числу 12 городов России, наиболее загрязненных бензопиреном);

- неудовлетворительная ситуация в области утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) (в области нет ни одного мусороперерабатывающего завода, а из 120 свалок ТБО общей площадью 176,6 га лишь 69 свалок санкционировано (общей площадью 142,2 га);

- неудовлетворительное состояние систем берегоукрепления и чрезмерная антропогенная нагрузка на территории особо привлекательных туристско-рекреационных зон - г. Зеленоградск, Куршская коса и т.д., что обуславливает необходимость более равномерного (рационального) перераспределения турпотоков в период пиковых нагрузок (летний период) по прибрежным территориям. Данные обстоятельства, в свою очередь, предполагают ускоренное обустройство новых туристско-рекреационных зон и введение механизмов квотирования посещения Куршской и Балтийской кос;

- слабое обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой;

- все возрастающий разрыв в уровне туристско-рекреационного освоения западных и восточных районов Калининградской области, что актуализирует проблему ускоренного освоения последних. Для западной части области (Самбийский полуостров и другие прибрежные территории) уже в ближайшие годы становится актуальной проблема использования интенсивных методов развития туристско-рекреационной сферы, в то время как для восточной еще долго будет актуально экстенсивное развитие;

- жесткая конкуренция регионов Польши и Литвы в области международного въездного туризма, обуславливающая необходимость мощной всесторонней (прежде всего инвестиционно-финансовой) поддержки туристско-рекреационной отрасли Калининградской области со стороны федерального центра. Без данной поддержки туристско-рекреационной отрасли региона существуют реальные условия превращения ее в придаток более развитых в туристско-рекреационном отношении регионов соседних стран;

- недостаточная интеграция туристско-рекреационной отрасли Калининградской области в систему международного (в т.ч. стран Балтийского бассейна) рынка туристско-рекреационных услуг;

- необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров;

- низкая пропускная способность пунктов пропуска через государственную границу.