Недействующий

Об утверждении "Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002-2006 годы"

Водный транспорт


Выгодное географическое положение Калининградской области в центре Европы, на юго-восточном побережье не замерзающего в этой части Балтийского моря, и наличие развитой инфраструктуры морского и речного транспорта (морские и речные порты, причальные сооружения и т.д.) предопределили статус области в качестве самых западных морских ворот России.

Закрытый характер региона обусловил тот факт, что долгие годы морской и речной транспорт специализировался главным образом на грузоперевозках, а пассажиропотоки были крайне ограничены. С открытием области в последние годы ситуация начинает меняться, но не столь быстро, как этого хотелось бы. Богатейшие водные ресурсы региона в туристских целях все еще используются крайне слабо. Так, только 10% иностранных туристов прибывает в Калининградскую область водным (морским) транспортом, тогда как общеизвестным фактом является то, что каждый третий европеец (особенно жители Центральной и Северной Европы) предпочитает путешествовать по воде.

В настоящее время крупнейшими морскими портами области, принимающими пассажиров, являются Калининградский порт, Балтийский порт и порт г. Пионерского. Реализация проекта, связанного со строительством в 2002-2005 гг. портового комплекса в г. Пионерском, предусматривает увеличение пассажирооборота на 100 тыс. человек в год.

Проведение широкой рекламной кампании, связанной с подготовкой к 750-летнему юбилею Кенигсберга - Калининграда, активизация контактов с зарубежными и отечественными туроператорами, специализирующимися на морском круизном туризме, интенсивное развитие (реконструкция действующих и строительство новых) объектов инфраструктуры водного туризма, а также открытие для широкого показа новых достопримечательных туристических объектов позволит существенно увеличить количество туристов, прибывающих в Калининградскую область водным путем.

Кроме того, помимо морских лайнеров (включая круизные суда) популярным средством перемещения являются маломерные суда (яхты, катера и т.д.). По расчетам специалистов, в Швеции 1 маломерное судно (яхта, катер, моторная лодка) приходится на 6 жителей, в Финляндии - на 7, в Норвегии - на 9, в Голландии - на 40, в Дании - на 125, в Германии - на 150 человек. При этом 15-20% этих судов пригодны для путешествий на дальние расстояния. Владельцы таких яхт и катеров могут рассматриваться в качестве потенциальных въездных туристов в Калининградскую область и стать объектами соответствующих маркетинговых исследований с использованием, в частности, Интернет-технологий.

Наряду с круизным все большей популярностью пользуется чартерный катерно-яхтенный туризм, при котором прибывающий в регион турист может арендовать маломерное судно у местных компаний для осуществления путешествий по внутренним водным путям и морских прогулок по прибрежным акваториям.

Катерно-яхтенный туризм может и должен стать одним из стратегических направлений развития въездного туризма в Калининградской области, так как:

- способствует созданию новых рабочих мест, не требующих существенных затрат на обучение персонала (в области много пенсионеров-моряков);

- данный вид туризма не нуждается в создании дорогостоящих объектов размещения (яхты и катера - "гостиницы на воде");

- для его развития в области есть прекрасные предпосылки в виде: достаточно развитой инфраструктуры (морские и речные (в г.г. Калининград, Неман, Полесск, Советск, Знаменск, Гусев и т.д.) порты, причальные и навигационные сооружения, каналы, и т.д.); открытости внутренних водоемов области для захода иностранных маломерных прогулочных и спортивных судов; разветвленной речной системы, позволяющей осуществить путешествие по древнему водному пути из Балтики в Черное море (по р. Преголе - по системе р. Немана - по р. Щара и Огинскому каналу - по р. Припяти и Днепру) и разнообразные водные круизы по Янтарному краю.

Разработка системы внутрирегиональных и международных водных турмаршрутов (путей) будет способствовать становлению Калининградской области в качестве международного центра водного туризма.

В наиболее общем виде базовыми элементами будущей системы могут быть:

Внутрирегиональные водные маршруты:

- г. Калининград - р. Преголя (г. Гвардейск - г. Знаменск - г. Черняховск) - р. Писса (г. Гусев - п. Калинино - оз. Виштынецкое);

- г. Калининград - р. Преголя (г. Гвардейск) - р. Дейма (г. Полесск) - варианты: I - Куршский залив до п. Мысовка или п. Рыбачьего (Куршская коса); II - по каналам и реке Матросовке до р. Неман (г. Советск и г. Неман);

- г. Калининград - канал - Калининградский залив (г. Светлый - г. Приморск - г. Балтийск - пос. Янтарный - г. Светлогорск - г. Пионерский - г. Зеленоградск - Куршская коса).

Международные водные маршруты:

- "Малое янтарное кольцо": г. Калининград - р. Преголя (г. Гвардейск - г. Знаменск) - р. Лава (г. Правдинск) - р. Лына (г. Семпополь - г. Ольштын) - р. Пасленка (г. Гроново) - Вислинский залив - Калининградский залив (п. Ушаково) - канал - г. Калининград (сотрудничество: Россия, Польша);

- "Среднее янтарное кольцо": г. Калининград - р. Преголя (г. Гвардейск - г. Знаменск) - р. Лава (пос. Дружба) - Мазурский канал (или р. Стоговка) - Мазурское поозерье (оз. Мамры - оз. Даргеймы - оз. Снярдвы) - р. Нарев - р. Буг - р. Висла - Вислинский залив - Калининградский залив (пос. Ушаково) - канал - г. Калининград (сотрудничество: Россия, Польша);

- "Большое янтарное кольцо": г. Калининград - р. Преголя (г. Гвардейск) - р. Дейма (г. Полесск) - по каналам - р. Матросовка - р. Неман (г. Советск - г. Неман - г. Каунас - г. Друскининкай - г. Гродно) - р. Щара (г. Слоним) - оз. Выгоновское - Огинский канал - р. Ясельда - р. Припять (г. Пинск) - Днепровско-Бугский канал - р. Буг (г. Брест) - р. Висла - Вислинский залив - Калининградский залив (пос. Ушаково) - канал - г. Калининград (сотрудничество: Россия, Польша, Литва, Беларусь);

- "Восточный путь" - путь "Из варяг в греки" (*) (вариант: "к истокам русской государственности"): г. Калининград - г. Балтийск - пос. Янтарный - г. Пионерский - г. Клайпеда - г. Рига - г. Таллинн - г. Санкт-Петербург - р. Нева - оз. Ладога - р. Волхов (Новая и Старая Ладоги - г. Волхов - г. Великий Новгород) (сотрудничество: Россия, Литва, Латвия, Эстония).

--------------------------------

(*) Согласно Степенной книге (XVI-XVIII вв.) Рюрик, основатель русской государственности, происходил "от племени Пруссова".

Помимо катерно-яхтенного туризма, по приведенным маршрутам могут осуществляться водные путешествия на байдарках, лодках и других плавсредствах.

В Калининградской области уже многое делается в направлении развития водного туризма: разрабатываются и реализуются проекты, связанные с созданием новых и реконструкцией существующих портовых сооружений, катерно-яхтенных стоянок, яхт-клубов, подготовкой специалистов и т.д. Однако в целом развитие данного стратегически значимого для области вида туризма нуждается в разработке соответствующей региональной целевой программы, позволяющей устранить ненужный параллелизм и дублирование в ходе создания инфраструктурных объектов водного туризма, заменить жесткую внутрирегиональную конкурентную борьбу муниципальных образований за инвестиции в развитие водных видов транспорта на эффективное сотрудничество в рамках комплексного общерегионального подхода к решению рассматриваемой проблемы, сконцентрировать организационные и финансово-инвестиционные ресурсы на решение первоочередных задач развития водного туризма в регионе.