Распределение предпочтений западноевропейских туристов в отношении Северо-Запада России
Страны | Культурно-познавательный | Активный туризм на природе | ||||||
Истори- | Старин- | Воен- | Авто- | Кру- | incen- | Природа | Сафари | |
Германия | I (***) | III | V | II | I | II | - | - |
Скандинавские | IV | II | V | III | I | IV | III | - |
Финляндия (**) | V | I | II | III | IV | - | II | III |
Голландия и | I | - | - | - | I | - | - | II |
Франция и | I | III | - | IV | II | I | IV | III |
--------------------------------
(*) I место в рамках культурно-познавательного туризма у скандинавов занимают народные традиции и этнология.
(**) I место в рамках активного туризма на природе у финнов занимает рыбалка.
(***) I/V - места в системе предпочтений и приоритетов.
Что в этом отношении, помимо даже восстановленных фортов, крепостей и замков, может предложить Калининградская область?
Уникальным, имеющим мировой уровень привлекательности туробъектом может стать специализированный музейно-выставочный комплекс (МВК). Основными элементами такого комплекса должны стать военно-исторический музейный комплекс и выставочный (постоянно действующий) комплекс вооружений.
В свою очередь, военно-исторический музейный комплекс может включать в себя следующие "модули": музей холодного оружия; музей стрелкового оружия; военно-морской музей; музей амуниции (доспехов); художественную галерею (портреты полководцев, картины баталистов и т.д.); музей восковых фигур (всемирно известных полководцев и военачальников) и т.д.
Уникальность военно-исторического музейного комплекса, помимо того, что в его рамках будут созданы разнообразные музейные выставки, будет состоять в том, что его посетители смогут не только осмотреть экспонаты, но и за определенную плату воспользоваться ими (или их копиями) на специально отведенных для этой цели полигонах (стрельбищах) (стрельба из лука, арбалета, пистолета, ружья, автомата и т.д.).
А в случае, если экспонат понравится посетителю, то его можно будет тут же заказать (или приобрести) в соответствующем магазине. Индивидуальные заказы на производство копий экспонатов (мечей, кинжалов, кортиков, ружей, пистолетов и т.д.) могут быть реализованы как в местных оружейных мастерских, так и на всемирно известных заводах г. Тулы, г. Златоуста и других городов России.
Помимо этого при музейном комплексе могут быть созданы самые разнообразные мастерские (производство) по выпуску сувениров и игрушечных моделей стрелкового и холодного оружия, кораблей, танков, самолетов, игр по военной тематике и многого другого. Кроме того, на базе музея возможна организация мастерской по пошиву военной формы всех времен и народов по индивидуальным заказам.
Таким образом, при военно-историческом музее будет функционировать высокорентабельная производственно-ремесленная база, способная обеспечить потребности в своей продукции не только посетителей, но и множество других потенциальных клиентов (заказы по Интернету и т.д.).
Помимо музейного, выставочного, производственно-ремесленного и полигонного (стрельбищ) модулей, в состав комплекса войдут торгово-развлекательный, гостинично-конгрессный, ресторанный (кухня народов мира), портовый (марина) и другие модули.
Создание рассматриваемого туробъекта способно коренным образом изменить ситуацию не только в туристско-рекреационной отрасли региона, но и во многих смежных отраслях его хозяйствования, а также способствовать ускорению реализации многих дорогостоящих инвест-проектов (реконструкция аэропорта "Храброво", расширение Калининградского канала, создание сети марин и т.д.).
В России есть все условия для быстрой (4-5 лет, т.е. за период подготовки к 750-летию г. Калининграда) реализации предлагаемого проекта. Прежде всего, это мощная музейная база (военно-исторические музеи Санкт-Петербурга и других городов России, а также музеи оборонных предприятий), способная на начальном этапе поддержать своих коллег, предоставив им в виде спонсорской помощи или в аренду часть своего музейного фонда (в т.ч. из той части фондов, которая годами не экспонируется).
В качестве обслуживающего персонала МВК, помимо местных гражданских лиц, могут быть привлечены молодые люди призывного возраста (альтернативная служба), а также опытные отставные офицеры, которых в Калининградской области достаточно много.
Помимо стратегических инвесторов (экспортеров вооружений - Рособоронэкспорт и т.д.), в реализации проекта могут принять участие предприятия - изготовители военной техники и другие структуры.
Таковы лишь общие контуры будущего стратегически важного туробъекта, способного существенным образом повлиять на развитие культурно-познавательного, бизнес- и конгресс-туризма и значительно увеличить приток туристов в регион.
Первоочередные задачи в области использования культурно-исторического потенциала региона в интересах развития въездного туризма:
- разработка реестра памятников истории и культуры, включающего в себя, помимо существующего перечня памятников федерального значения, памятники регионального и местного значения;
- разработка системы мер по дальнейшему выявлению, консервации, реставрации и музеефикации памятников истории и культуры;
- разработка мероприятий по благоустройству территорий, на которых размещаются достопримечательные историко-культурные объекты, с целью их рационального использования в интересах культурно-познавательного туризма;
- разработка новых тематических турмаршрутов, имеющих общерегиональное (международное) значение;
- разработка "календаря" знаменательных для области исторических событий;
- разработка программы "750-летие основания Кенигсберга - Калининграда";