Недействующий

Об утверждении "Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002-2006 годы"

Таблица 2

Распределение предпочтений западноевропейских туристов в отношении Северо-Запада России


Страны

Культурно-познавательный
 (экскурсионный) туризм

Активный туризм на природе

Истори-
 ческие
 объекты

Старин-
 ные
 поселе-
 ния и
 архитек-
 тура

Воен-
 ная
 исто-
 рия

Авто-
 бусные
 экскур-
 сии

Кру-
 изы

incen-
 tive-
 поездки

Природа
 - запо-
 ведники

Сафари
 на
 мото-
 санях

Германия

I (***)

III

V

II

I

II

-

-

Скандинавские
 страны (*)

IV

II

V

III

I

IV

III

-

Финляндия (**)

V

I

II

III

IV

-

II

III

Голландия и
 Великобритания

I

-

-

-

I

-

-

II

Франция и
 Италия

I

III

-

IV

II

I

IV

III

--------------------------------

(*) I место в рамках культурно-познавательного туризма у скандинавов занимают народные традиции и этнология.

(**) I место в рамках активного туризма на природе у финнов занимает рыбалка.

(***) I/V - места в системе предпочтений и приоритетов.

Что в этом отношении, помимо даже восстановленных фортов, крепостей и замков, может предложить Калининградская область?

Уникальным, имеющим мировой уровень привлекательности туробъектом может стать специализированный музейно-выставочный комплекс (МВК). Основными элементами такого комплекса должны стать военно-исторический музейный комплекс и выставочный (постоянно действующий) комплекс вооружений.

В свою очередь, военно-исторический музейный комплекс может включать в себя следующие "модули": музей холодного оружия; музей стрелкового оружия; военно-морской музей; музей амуниции (доспехов); художественную галерею (портреты полководцев, картины баталистов и т.д.); музей восковых фигур (всемирно известных полководцев и военачальников) и т.д.

Уникальность военно-исторического музейного комплекса, помимо того, что в его рамках будут созданы разнообразные музейные выставки, будет состоять в том, что его посетители смогут не только осмотреть экспонаты, но и за определенную плату воспользоваться ими (или их копиями) на специально отведенных для этой цели полигонах (стрельбищах) (стрельба из лука, арбалета, пистолета, ружья, автомата и т.д.).

А в случае, если экспонат понравится посетителю, то его можно будет тут же заказать (или приобрести) в соответствующем магазине. Индивидуальные заказы на производство копий экспонатов (мечей, кинжалов, кортиков, ружей, пистолетов и т.д.) могут быть реализованы как в местных оружейных мастерских, так и на всемирно известных заводах г. Тулы, г. Златоуста и других городов России.

Помимо этого при музейном комплексе могут быть созданы самые разнообразные мастерские (производство) по выпуску сувениров и игрушечных моделей стрелкового и холодного оружия, кораблей, танков, самолетов, игр по военной тематике и многого другого. Кроме того, на базе музея возможна организация мастерской по пошиву военной формы всех времен и народов по индивидуальным заказам.

Таким образом, при военно-историческом музее будет функционировать высокорентабельная производственно-ремесленная база, способная обеспечить потребности в своей продукции не только посетителей, но и множество других потенциальных клиентов (заказы по Интернету и т.д.).

Помимо музейного, выставочного, производственно-ремесленного и полигонного (стрельбищ) модулей, в состав комплекса войдут торгово-развлекательный, гостинично-конгрессный, ресторанный (кухня народов мира), портовый (марина) и другие модули.

Создание рассматриваемого туробъекта способно коренным образом изменить ситуацию не только в туристско-рекреационной отрасли региона, но и во многих смежных отраслях его хозяйствования, а также способствовать ускорению реализации многих дорогостоящих инвест-проектов (реконструкция аэропорта "Храброво", расширение Калининградского канала, создание сети марин и т.д.).

В России есть все условия для быстрой (4-5 лет, т.е. за период подготовки к 750-летию г. Калининграда) реализации предлагаемого проекта. Прежде всего, это мощная музейная база (военно-исторические музеи Санкт-Петербурга и других городов России, а также музеи оборонных предприятий), способная на начальном этапе поддержать своих коллег, предоставив им в виде спонсорской помощи или в аренду часть своего музейного фонда (в т.ч. из той части фондов, которая годами не экспонируется).

В качестве обслуживающего персонала МВК, помимо местных гражданских лиц, могут быть привлечены молодые люди призывного возраста (альтернативная служба), а также опытные отставные офицеры, которых в Калининградской области достаточно много.

Помимо стратегических инвесторов (экспортеров вооружений - Рособоронэкспорт и т.д.), в реализации проекта могут принять участие предприятия - изготовители военной техники и другие структуры.

Таковы лишь общие контуры будущего стратегически важного туробъекта, способного существенным образом повлиять на развитие культурно-познавательного, бизнес- и конгресс-туризма и значительно увеличить приток туристов в регион.

Первоочередные задачи в области использования культурно-исторического потенциала региона в интересах развития въездного туризма:

- разработка реестра памятников истории и культуры, включающего в себя, помимо существующего перечня памятников федерального значения, памятники регионального и местного значения;

- разработка системы мер по дальнейшему выявлению, консервации, реставрации и музеефикации памятников истории и культуры;

- разработка мероприятий по благоустройству территорий, на которых размещаются достопримечательные историко-культурные объекты, с целью их рационального использования в интересах культурно-познавательного туризма;

- разработка новых тематических турмаршрутов, имеющих общерегиональное (международное) значение;

- разработка "календаря" знаменательных для области исторических событий;

- разработка программы "750-летие основания Кенигсберга - Калининграда";