Настоящая Программа направлена на дальнейшее укрепление правопорядка на территории республики, обеспечение законности и конституционных прав и свобод граждан. Программа ориентирована на продолжение наступательности в борьбе с преступностью и предусматривает решение задач по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, всех форм собственности, интересов государства и общества от преступных посягательств.
Реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой Республики Марий Эл по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы "Правопорядок-2003", утвержденной Законом Республики Марий Эл от 19 сентября 2001 года N 32-З, оказала позитивное влияние на результаты противодействия преступности. Произошло сокращение (-31,1 процента) количества преступлений с 18516, зарегистрированных в 2000 году, до 12753 в 2002 году. На территории республики не допущено совершения террористических актов и других чрезвычайных происшествий.
Динамику и структуру преступности наряду с традиционными причинами и условиями продолжали определять негативные обстоятельства, обусловленные трудностями финансово-экономического положения республики, низкого прожиточного уровня населения.
По итогам 2002 года уровень преступности в расчёте на 10000 человек сократился на 5,2 процента и составил 168 преступлений (в Российской Федерации - 175,5; в Приволжском федеральном округе -154,3). В течение суток органами внутренних дел регистрировалось в среднем 34 преступления.
Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность. Развитие организованной преступности происходит как за счет распространения традиционной насильственной преступной деятельности, так и путем интеграции в экономическую сферу в целях получения незаконных доходов. Все больше преступлений совершается с использованием высоких технологий.
Результаты пресечения криминальных проявлений в сфере экономики свидетельствуют о высокой степени ее криминализации. Совершение экономических преступлений в определенной мере связано с проявлениями коррупции и попытками проникновения криминалитета во власть.
Существенное влияние на криминальную обстановку оказывает высокий удельный вес наиболее значимых преступлений, в том числе опасных посягательств против личности и собственности, прежде всего краж, грабежей, разбойных нападений. В 2003 году получил подтверждение прогноз изменения динамики убийств в сторону роста. Каждое четвертое выявленное лицо было ранее судимо. Среди лиц, задержанных за совершение преступлений, половина не имела постоянного источника доходов.
Сложным остается состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах. Удельный вес совершаемых здесь преступлений выше, чем в среднем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. Особую обеспокоенность вызывает значительный криминогенный потенциал подростковой среды. Незанятость молодежи, отсутствие действенной системы социальной профилактики и другие объективные причины, возникшие вследствие происшедших изменений в обществе, продолжают стимулировать рост подростковой преступности. Все большее число несовершеннолетних и молодежи становится на путь нарушения закона, из числа раскрытых преступлений ими совершено каждое десятое.
Распространение пьянства не получает адекватного профилактического противодействия и остается серьёзным фактором, влияющим на состояние преступности. Лицами, находящимися в нетрезвом состоянии, совершается более 30 процентов преступлений, несмотря на их снижение из общего количества расследованных (Российская Федерация -20,2 процента, Приволжский федеральный округ - 24,9 процента).
Снижается профессионализм кадров органов внутренних дел в связи с их текучестью, вызванной низким уровнем материально-технического, финансового обеспечения, недостаточно надёжной социальной защищённостью личного состава.
Все это дает основания предположить, что тенденция временной стабилизации регистрируемой преступности не обладает устойчивостью и содержит в себе потенциал для последующего криминального роста.
Анализ динамики преступных проявлений дает возможность сделать вывод, что после сохранившегося в первом полугодии 2003 года незначительного снижения роста преступлений уже по итогам года можно предположить рост общего количества совершаемых преступлений.
В то же время в правоохранительной системе накоплен опыт работы в новых социально-экономических условиях. Развиваются межведомственное взаимодействие и координация действий в борьбе с преступностью всех субъектов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем практика борьбы с преступностью на сегодняшний день требует более тесной консолидации правоохранительных органов с другими государственными институтами и общественными движениями.
Необходимо укрепление кадровой и материально-технической базы органов правопорядка, использование в их работе современных возможностей науки и техники.
Исходя из вышеизложенного следует, что коренного перелома в борьбе с преступностью можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода к решению этих проблем, подкрепленных системой программных мероприятий, финансовыми и материально-техническими средствами (приложение N 1 к Программе). Стабилизация и улучшение криминогенной обстановки в республике возможны только при государственной поддержке мероприятий настоящей Программы со стороны Правительства и Государственного Собрания Республики Марий Эл.