Первый этап (2003-2006 годы) - институциональный, не предполагающий значительных финансовых затрат в силу слабой инвестиционной базы экономики. Главное - создание мотивационных механизмов снижения издержек и повышения качества.
В качестве первоочередных мероприятий предполагается осуществить:
1) проведение органами местного самоуправления, руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства комплекса работ по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области;
2) инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию кредиторской задолженности предприятий Свердловской области хозяйства;
3) инвентаризацию и регистрацию собственности (общей, долевой) на жилой фонд, на коммуникации жилых зданий, на землю, находящуюся под жилыми зданиями, придомовую территорию;
4) инвентаризацию технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;
5) разработку областной целевой программы реконструкции, модернизации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Свердловской области;
6) совершенствование существующего жилищного законодательства;
7) разработку кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции;
8) разграничение функций собственника, управляющей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде. Проведение необходимых структурных преобразований;
9) организацию переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях;
10) создание комиссий на муниципальном и областном уровнях, осуществляющих выработку рекомендаций по обеспечению устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности;
11) прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов";
12) дифференциацию ставок платы в зависимости от качества и/или местоположения (исходя из потребительских характеристик жилья);
13) установку приборов учета потребления ресурсов в учреждениях бюджетной сферы;
14) переход к установке счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилом фонде.
С учетом особенностей жилищно-коммунального хозяйства в различных муниципальных образованиях области в период реализации Концепции Министерством энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области совместно с органами местного самоуправления и в соответствии с их письменными обращениями будут осуществлены пилотные проекты по отработке новой системы управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством и по внедрению новой экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в городах Нижний Тагил, Первоуральск, Сухой Лог, Алапаевск, Арамиль, Березовский, Заречный, Белоярский, Камышловском, Нижнесергинском, Пригородном, Серовском районах и поселке Рефтинский.
К реализации пилотных проектов целесообразно привлечь в установленном порядке органы территориального общественного самоуправления, другие общественные организации и объединения.
На втором этапе (2007-2010 годы) должны быть осуществлены:
развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйства;
развитие концессионных механизмов;
переход к профессиональному конкурсному управлению жилищным фондом;
полномасштабная модернизация и реконструкция жилищно-коммунального хозяйства, в том числе через привлечение средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры.