Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, предполагающее развитие конкурентной среды и появление на рынке услуг предприятий различных форм собственности, коренным образом влияет на экономику предприятий, на социально-трудовые отношения работодателей и работников.
Обеспечение и согласование интересов работников и работодателей, система взаимоотношений между органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления должны будут строиться в рамках социального партнерства, предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации.
Система социального партнерства в Свердловской области должна реализовываться на различных уровнях. На региональном и отраслевом уровне предполагается установление основ регулирования отношений в сфере труда в области и в отрасли в целом; на территориальном уровне - основ регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании в соответствии с отраслевым соглашением; на уровне организации - конкретных взаимных обязательств в сфере труда между работниками и работодателем в соответствии с отраслевым и территориальным соглашением.
В системе социального партнерства представителями работников, как правило, являются профессиональный союз и его объединения.
В соглашениях, заключаемых сторонами социального партнерства, должны учитываться взаимные обязательства, направленные в первую очередь на:
1) улучшение качества услуг;
2) снижение нерациональных затрат;
3) обеспечение охраны труда и техники безопасности, санитарной и экологической безопасности на уровне, обеспечивающем безаварийную и безопасную работу и комфортные условия проживания населения;
4) повышение ответственности за соблюдение технических требований при эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения (энергоисточники, тепловые сети) в соответствии с Правилами технической эксплуатации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) повышение размере оплаты труда работникам жилищно-коммунального хозяйства;
6) решение социальных проблем и гарантий работников жилищно-коммунального хозяйства в случаях банкротства предприятий, при смене собственника, при реорганизационных мероприятиях при проведении конкурсов и ликвидации предприятий.
Муниципальных образованиям совместно с руководством предприятий необходимо выработать политику, направленную на укрепление кадрового потенциала, повышение квалификации, подготовку и аттестацию специалистов жилищно-коммунального хозяйства.
Успешное реформирование жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с изложенными в настоящей Концепции положениями позволит:
повысить качество жилищно-коммунальных услуг, снизить затраты на их предоставление;
достичь финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе;
создать мотивационные механизмы повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса;
стимулировать привлечение инвестиционных ресурсов в сферу жилищно-коммунальных услуг.