Недействующий

О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы и мерах по повышению эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году

Глава 1. Состояние и проблемы жилищно-коммунального комплекса Свердловской области


В настоящее время жилищно-коммунальные услуги населению Свердловской области оказывают почти 1800 предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с общим количеством работающих около 100 тысяч человек.

Жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области включает в себя:

около 90 млн. квадратных метров общей площади жилищного фонда;

более 3 тыс. единиц котельных и центральных тепловых пунктов;

свыше 30 тыс. километров тепло-, водо- и газопроводных сетей в однотрубном исчислении.

Уровень благоустройства жилищного фонда области характеризуется обеспеченностью:

центральным отоплением - на 80 процентов;

горячим водоснабжением - на 70 процентов;

водопроводом - на 79 процентов;

канализацией - на 77 процентов;

газом - на 66 процентов.

Жилищный фонд и коммунальная инфраструктура имеют высокий уровень износа. Плановые показатели по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда ежегодно не выполняются на 30 и 70-80 процентов соответственно.

По состоянию на 1 января 2002 года объем ветхого жилья составил 2.2 млн. квадратных метров, аварийного - 190 тыс. квадратных метров. Доля ветхого и аварийного жилья в сумме составляет 2.7 процента от общего жилищного фонда области, что в полтора раза превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (1.8 процента). На 1 января 2002 года в Свердловской области в нем проживало более 123 тыс.человек, или около 49 тыс.семей (более 3 процентов населения Свердловской области).

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60 процентов, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Отсутствие нормального вводно-химического режима, применение неэффективных теплоизоляционных материалов сказывается на сокращении сроков эксплуатации котельного оборудования и систем транспортировки теплоносителя. В настоящее время требуется полная замена 1800 маломощных котлов.

В 27 населенных пунктах области наблюдается дефицит мощности систем водоснабжения. В 25 городах и поселках требуется экстренное расширение и реконструкция очистных сооружений канализации.

Существующее неблагополучное состояние систем водоснабжения определяется целым рядом проблем, возникших вследствие многолетних низких темпов развития водопроводно-канализационных систем и комплектации водопроводно-канализационного хозяйства техникой, материалами и оборудованием.

Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к лавинообразному росту числа аварий: если в начале 90-х годов в среднем по области на 100 километров коммунальных сетей приходилось 15-20 аварий, то в последние годы без учета мелких аварий только на 100 километрах инженерных сетей водоснабжения и водоотведения произошло 30-40 аварий, а на 100 километрах сетей теплоснабжения - 10-20 аварий.

Одной из причин увеличения аварий в системе жилищно-коммунального хозяйства является потеря на всех уровнях управления ответственности за соблюдением технологических требований при эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения (энергоисточники, тепловые сети), что привело к полному обесцениванию такого важного фактора технологической стабильности любой производственной системы, как уровень квалификации управленческого и обслуживающего персонала, обеспечивающийся наличием системы аттестации персонала по его профессиональным знаниям и умению принять правильное решение при авариях в работе оборудования.

Для полного восстановления жилищно-коммунального области на сегодняшний день необходимо более 50 млрд.рублей.

Предприятия жилищно-коммунального комплекса не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в эксплуатационном режиме.

Анализ финансово-экономического состояния 311 предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в 2002 году показывает, что конечный финансовый результат работы комплекса составил 502 млн.рублей убытка, ухудшившись по сравнению с 2001 годом в 1.3 раза. При этом 215 убыточных предприятий (или 69.1 процента от числа предприятий этого вида деятельности) дали 933.5 млн.рублей убытка, а 96 прибыльных предприятий - 431.4 млн.рублей прибыли.

Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального по состоянию на 1 января 2003 года составила 6.5 млрд.рублей, из них 47.3 процента - просроченная.

Кредиторская задолженность составила 9.3 млрд.рублей с долей просроченной 62.9 процента, превысив размер дебиторской задолженности в 1.4 раза.

Основные причины сложившейся кризисной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве заключаются в неудовлетворительном финансовом положении его предприятий, высоких затратах и отсутствии экономических стимулов снижения издержек, неэффективной системе управления, неразвитости конкурентной среды.

Решение проблем жилищно-коммунального хозяйства связано с вложением значительных материальных, трудовых, денежных ресурсов и требует вмешательства исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области предпринимают возможные меры для улучшения сложившейся ситуации, как работая с федеральным Центром по выделению финансовых средств, так и выделяя ресурсы из областного бюджета на погашение кредиторской задолженности муниципальных образований за использованные топливно-энергетические ресурсы.

В период 1999-2002 годов на 2 млрд.рублей сокращена задолженность местных бюджетов по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство. Ряду муниципальных образований были выделены средства в рамках реализации областных государственных целевых программ по поддержке депрессивных территорий, экологии и природных ресурсов Свердловской области. Эти средства были направлены на развитие и модернизацию систем водоснабжения, канализации, осуществление капитального ремонта жилищного фонда.

Накоплен определенный положительный опыт в области энергосбережения: