Содержание проблемы, предлагаемой для программного решения, вытекает из анализа финансово-экономического состояния отрасли, технического состояния инженерных сетей и сооружений, обеспеченности населения области теплом, электричеством, водой, а также возможности обеспечения населения энергоресурсами на перспективу до 2010 года.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, недостаточным уровнем развития конкурентной среды, и, как следствие, - высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание жилищно-коммунального хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
Сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.
Проблема усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, несвоевременностью оплаты услуг населением. Объем кредиторской задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве области на 1.09.2003г составил 1,4 млрд. руб.
В начале экономических реформ предполагалось в течение достаточно короткого периода завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и по состоянию на 1.09.2003 года население области фактически оплачивало менее 70% стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние 10-12 лет, напрямую и далеко не в лучшую сторону отразились на состоянии основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, объектах инженерной инфраструктуры.
Если раньше в стране развитие населенных пунктов в большинстве своем шло за счет градообразующих предприятий и объектов, то сегодня ситуация коренным образом изменилась.
За последние 10 лет на баланс муниципальных образований ведомствами было передано около 10 млн. м2 жилья и большое количество объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.
Более 60% принимаемых объектов не были обеспечены должным финансовым и материальным сопровождением и изначально требовали комплексного капитального ремонта и реконструкции.
Сегодня техническое состояние инженерных объектов и коммуникаций характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Многие города, районные центры, иные населенные пункты области испытывают постоянный дефицит питьевой воды, особенно усиливающийся в часы максимального водопотребления. Дефицит воды и ее несоответствие санитарным требованиям в городах Рязань, Касимов, Михайлов, Спасск-Рязанский, Кораблино, Ряжск, Рыбное, рабочих поселках Пителино, Сараи, Сапожок, Александро-Невский, Ухолово, селе Захарово ухудшают санитарно-бытовые условия проживания населения, приводят к возникновению вспышек инфекционных заболеваний (г. Скопин, Кораблинский, Рыбновский районы), порождают большое количество жалоб.
В настоящее время в 11 городах, районных центрах, иных крупных населенных пунктах области отсутствуют очистные сооружения канализации. В городах Рязань, Шацк, Спасск-Рязанский сточные воды поступают на рельеф местности, создавая недопустимую экологическую ситуацию.
Во многих городах и особенно в сельских населенных пунктах эксплуатируется значительное количество энергоемких котельных, мощности которых в полном объеме не используются. Для отопления применяются дорогостоящие топлива, что приводит к увеличению затрат на выработку тепла. Недостаточно внимания уделяется вопросам экономии энергоресурсов, что ведет к значительным издержкам при производстве услуг.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
В полной мере не удалось воспользоваться преимуществом конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования муниципального заказа невозможно добиться полноценных договорных отношений.
Невыполнение бюджетных обязательств, отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования тарифов обуславливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций, в результате этого невозможно кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли, межотраслевом характере существующих проблем, необходимости модернизации жилищно-коммунального хозяйства, строительстве и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения эффективности и надежности работы систем теплоэнергоснабжения, водоснабжения, канализации.
Для решения этих задач необходимо использование программно-целевого метода.