Недействующий

Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" (с изменениями на: 09.04.2012)

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Алтайский край по численности населения (2417 тыс. человек) занимает 22 место в Российской Федерации и 5 место в Сибирском федеральном округе; в сельской местности проживают 1093 тыс. человек, или 45,4% населения (в среднем по Сибирскому федеральному округу - 28%, по России - 26,2%). При этом плотность населения (14,5 человека на 1 квадратный километр) превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу. В настоящее время в крае насчитывается около 1600 сельских населенных пунктов, в том числе 971 населенный пункт с численностью менее 500 человек. За 1996 - 2011 годы количество сельских населенных пунктов Алтайского края сократилось незначительно (на 2,5%).

Для решения задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Однако сложившаяся в социальной сфере ситуация тормозит эффективное формирование социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. Несмотря на предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях меры по стабилизации положения в части обеспечения сельского населения объектами жизнеобеспечения, повышающими комфортность сельского быта, до настоящего времени отставание сельских территорий от городских поселений в данных вопросах преодолеть не удалось.

Одним из важнейших показателей качества жизни является обеспеченность граждан жильем, его благоустройство, наличие инженерных коммуникаций, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, результативность их деятельности и транспортная доступность. Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам и составляет 23,6 кв. м на человека (по городам - 21,1 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 54,6% жилищного фонда (в среднем по краю - 73%), канализацией - 39,2% (по краю - 63,2%), отоплением - 80,4% (по краю - 85,3%), горячим водоснабжением - 7,1% (по краю - 41,5%). Проблемой, препятствующей развитию сельских территорий, является также ветхость объектов инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% теплосетей, 37% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу износа коммуникаций наряду с потерями возрастает количества аварийных ситуаций.

Протяженность водопроводных сетей на селе составляет 9326,8 км, в том числе 8112,8 км - внутрипоселковые и 1214 км - групповые. Централизованное водоснабжение имеется в 610 сельских населенных пунктах (38% от общего количества сельских поселений Алтайского края). Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод). Большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960 - 1970 годах, и в результате длительной эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.

Одним из факторов повышения инженерного благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края, с 1995 года, построено 3,5 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано более 94 тыс. квартир и частных домостроений, 950 котельных переведены на природный газ. Вместе с тем уровень газификации территории края составляет лишь 6%, тогда как в среднем по России данный показатель - 58%. Медицинскую помощь в сельской местности оказывают 60 центральных районных больниц, 932 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП). Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,8 раза по сравнению с городским населением, что отражается на количестве и качестве предоставляемых медицинских услуг.

В сельской местности функционирует 989 общеобразовательных школ, в которых обучается 115 тыс. человек (49,6% от общего количества учащихся по краю). За последние годы в крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия. В последние годы улучшилось материально-техническое обеспечение учреждений образования. Наряду с этим из-за отсутствия достаточного финансирования темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых. Так, 221 учреждение образования требует капитального ремонта, в 42% сельских школ не имеется систем канализации. В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.

В настоящее время в городах и районах края действует широкая сеть общедоступных учреждений культуры, на его территории работает 2582 учреждения культуры, из них 91,2% - в сельской местности. Расчет уровня фактической обеспеченности учреждениями культуры показал, что 26 муниципальных районов полностью обеспечены библиотеками, 19 районов - клубами и учреждениями клубного типа. Число сельских библиотек в сравнении с 1997 годом сократилось на 17 единиц. При увеличении числа стационарных клубных учреждений на 14 единиц число передвижных клубных учреждений (автоклубов), обслуживающих жителей малонаселенных пунктов, сократилось на 29.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20 - 25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год. Более 4,3 тыс. км воздушных электрических линий и 1265 трансформаторных подстанций отработали свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации пребывают в ветхом, технически непригодном состоянии.

Более 13% дорог общего пользования между сельскими поселениями - грунтовые. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, снижения сроков службы автопарка, создает дополнительные трудности в организации автобусного сообщения. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового и других видов сервиса.

Проблемы пожарной охраны, наряду с другими вопросами, влияющими на социальную ситуацию в сельской местности, в регионе до настоящего времени не решены в полном объеме. 491 населенный пункт, или 30% от их общего количества, где проживает 8% населения края, расположен на расстоянии, превышающем 12 км (нормативный радиус выезда) от подразделений Государственной противопожарной службы, и в этих населенных пунктах нет других противопожарных формирований с выездной пожарной техникой.

Таким образом, большинство основных показателей, характеризующих условия существования сельских поселений, отстает от среднекраевых значений. Такое положение дел подталкивает жителей к миграции, создает благоприятную среду для распространения различных социальных заболеваний и ведет к более высоким показателям смертности.

Однако село обеспечивает воспроизводство общественно значимых ценностей, которые не всегда поддаются количественной или стоимостной оценке. Оно вносит значительный вклад в сохранение ландшафтов, культурного наследия, агробиологического разнообразия и поддержание экологического равновесия в биосфере, играет важную роль в сохранении плодородия почв и охране земель от эрозии и других негативных явлений природного и техногенного характера, воспроизводстве населения страны.

Исходя из социально-экономической политики Алтайского края и страны в целом на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение программных мероприятий.

Таким образом, разработка и реализация долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" обусловлены:

социально-политической остротой проблемы;

необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008 - 2012 годы";

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские поселения не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.