При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, краевого бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников (таблица 1).
Общий объем финансирования мероприятий I этапа (2003 - 2008 годы) Программы составляет 2078,00 млн. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 447,90 млн. рублей;
из краевого бюджета - 702,70 млн. рублей;
из местных бюджетов - 91,94 млн. рублей;
из внебюджетных источников - 835,46 млн. рублей.
Общий объем финансирования II этапа (2009 - 2013 годы) Программы составляет 4167,07 млн. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 1972,62 млн. рублей;
из краевого бюджета - 1041,36 млн. рублей;
из местных бюджетов - 138,19 млн. рублей;
из внебюджетных источников - 1014,90 млн. рублей.
Средства, выделяемые на реализацию Программы, определены исходя из источников и направлений финансирования, заложенных в федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений в строительство с учетом индексов-дефляторов, а также бюджетной обеспеченности региона.
Выделение капитальных вложений на мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 N 377.
Первоочередному финансированию подлежат расходы на проведение работ на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также на объектах, имеющих высокую степень технической строительной готовности. Размер софинансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год. В соответствии с этим объемы средств, выделяемых на мероприятия Программы за счет краевого, местных бюджетов и внебюджетных источников, также подлежат ежегодной корректировке.
Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую за годы ее реализации результативность мероприятий. В целом за 9 лет (с 2003 по 2011 годы включительно) на реализацию в регионе программных мероприятий было выделено 4017,20 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1302,42 млн. рублей (32,5% от общего объема использованных ресурсов);
средства краевого бюджета - 1125,98 млн. рублей (28,0%);
средства местных бюджетов - 138,54 млн. рублей (3,5%);
средства внебюджетных источников - 1450,26 млн. рублей (36,0%).
За этот период улучшили жилищные условия 4758 сельских семей, включая 1731 молодую семью и семью молодых специалистов, введено в эксплуатацию и приобретено на вторичном рынке 284,6 тыс. кв. м жилья. Реконструировано 396,5 км линий электропередачи и 225 трансформаторных подстанций, введено в эксплуатацию 387 км внутрипоселковых газовых сетей (обеспечено природным газом порядка 4,7 тыс. домовладений), 283,4 км водопроводных сетей, приобретен 1 пожарный автомобиль.
В этот период времени также осуществлялись работы по приведению в нормативное техническое состояние и строительству автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты Алтайского края. Данное направление программы финансировалось в рамках федеральных целевых программ "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848, и "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 N 377, государственным заказчиком которых выступало Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор). На эти цели за 2003 - 2011 годы было выделено 100,06 млн. рублей, в том числе: 87,77 млн. рублей - из федерального, 4,19 млн. рублей - из краевого бюджетов, 8,10 млн. рублей - из внебюджетных источников. В сельской местности было приведено в нормативное техническое состояние 15,4 км и построено 8,8 км автомобильных дорог с твердым покрытием, связывающих сельские населенные пункты.
Сводные финансовые затраты по направлениям Программы представлены в таблице 2.