Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИК АЛТАЙ

от 14 июля 1998 года N 5-4


О научной деятельности и научно-технической политике

(в редакции законов Республики Алтай от 11 октября 2000 года N 18-26,
от 26 июня 2001 года N 23-28)
(с изменениями на 26 июня 2001 года)     

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 декабря 2009 года на основании
Закона Республики Алтай от 26 ноября 2009 года N 73-РЗ
____________________________________________________________________

               

Настоящий республиканский Закон определяет основные положения научной деятельности и научно-технической политики Республики Алтай и регулирует отношения между субъектами научной деятельности и органами государственной власти Республики Алтай.

Республиканский закон о науке дополняет, конкретизирует федеральное законодательство применительно к особенностям социально-экономического, культурно-исторического развития Республики Алтай.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Республиканское законодательство в сфере науки.


Законодательство о науке и научно-технической политике состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативно - правовых актов Республики Алтай.

Статья 2. Основные цели настоящего Закона


Основными целями настоящего Закона являются:

- создание и развитие правовых норм для плодотворной научной деятельности, использование ее результатов в материальном производстве, социальной и культурной жизни республики;

- определение основных направлений и положений республиканской научно-технической политики;

- создание механизмов управления, организации и финансирования научной деятельности;

- определение прав, обязанностей и ответственности субъектов научно-технической политики и научной деятельности;

- предоставление гарантий невмешательства со стороны органов государственного управления в творческую свободу научной деятельности.

Статья 3. Основные понятия, используемые в данном Законе


Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, содержанием которой является получение научными методами новых знаний о законах строения и развития природы, общества и человека, их обобщение, анализ, систематизация и применение. Научная деятельность включает в себя фундаментальные и прикладные исследования.

Фундаментальные исследования - теоретическая или экспериментальная научная деятельность, направленная на получение новых знаний о принципиальных закономерностях строения, развития и взаимодействия природы, общества и человека.

Прикладные научные исследования - научная деятельность, направленная преимущественно на применение ее результатов для достижения практических целей и задач.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию научных знаний и прикладных научных разработок в производстве, сфере услуг или в других областях хозяйствования.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная интеллектуальная собственность - право пользоваться и распоряжаться научными результатами, зафиксированными на любом информационном носителе, в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Алтай.

Субъекты научной деятельности - юридические и физические лица, в том числе иностранные граждане, основной задачей которых является научная деятельность, ее финансирование и управление.

Научный работник - гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной деятельностью.

Научные организации - юридические лица любой организационно - правовой формы и формы собственности, осуществляющие научную деятельность и подготовку научных кадров в соответствии с уставами.

Научные учреждения - юридические лица, основными видами деятельности которых являются организация и координация деятельности научных организаций.

Республиканская научно-техническая политика - законодательные и нормативные акты, определяющие основные цели и направления деятельности органов представительной и исполнительной властей Республики Алтай в сфере науки.

Субъекты республиканской научно-технической политики - органы представительной и исполнительной ветвей государственной власти Республики Алтай, принимающие законы и другие юридические акты, действующие в сфере науки.

Гранты - денежные, материальные или иные ресурсы, передаваемые любыми физическими или юридическими лицами, в том числе иностранными, безвозвратно и безвозмездно на основании открытого конкурса любым физическим или юридическим лицам исключительно на проведение конкретных научных исследований.

Статья 4. Право на научную деятельность

1. Все граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств, а также лица без гражданства в пределах прав, предоставленных им законодательствами Российской Федерации и Республики Алтай, имеют право заниматься научной и научно-технической деятельностью на территории республики.

2. Юридические лица имеют право заниматься научной деятельностью согласно федеральному или республиканскому законодательству, при условии закрепления в их уставах научной деятельности.

Список видов научной деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), определяется федеральными и республиканскими законодательствами. Основанием для включения какого-либо вида научных, научно-технических исследований в список лицензируемых может служить только его опасность здоровью и жизни граждан, а также окружающей среде.

Глава II. Квалификационный статус субъектов научной деятельности

     
Статья 5. Квалификационный статус научного работника

1. Физическое лицо приобретает статус научного работника в установленном порядке аттестационной комиссией научной организации.

2. Квалификация присваивается научному работнику в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями по результатам аттестации, проводимой комиссией научной организации в установленном порядке.

Результаты аттестации не могут быть отменены в судебном порядке, кроме как аттестационной комиссией более высокого ранга. Результаты могут быть обжалованы в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

Статья 6. Квалификационный статус субъектов научной деятельности

1. Научная организация. Научные организации на территории республики являются юридическими лицами, могут быть учреждены республиканскими органами власти, федеральными органами власти по согласованию с республиканскими органами власти, научным сотрудником, группой научных сотрудников или любым физическим, юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Научная организация должна иметь Устав, предусматривающий Ученый совет в качестве органа коллегиального управления научной организацией.

Республиканская государственная научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Республики Алтай.

Ученый совет научной организации:

- утверждает структуру научной организации и ее бюджет;

- через систему конкурсов выбирает руководителей структурных подразделений и физических лиц на научные должности;

- утверждает план работ структурных подразделений и отчеты об их выполнении;

- утверждает договоры, заключенные от имени организации;

- осуществляет иные функции, предусмотренные Уставом научной организации.

Научная организация владеет, пользуется и распоряжается движимым и недвижимым имуществом, передаваемым ее учредителями.

2. Научное учреждение. Научные учреждения кроме основной деятельности могут заниматься и другой разрешенной законодательством деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на цели управления и поддержки субъектов научной деятельности.

Научные учреждения на территории Республики Алтай создаются законодательной и исполнительной ветвями власти республики или федеральными органами власти по согласованию с республиканскими ветвями власти.

Научные учреждения действуют согласно Уставу (Положению), утвержденному учредителем.

3. Научные фонды. Научный фонд - некоммерческая, самоуправляемая организация, основанная на любой форме собственности, действующая на основании гражданского законодательства Российской Федерации и учредительных документов. Основным видом деятельности Научного фонда является финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, программ и оказание материальной помощи субъектам научной деятельности. Финансирование проектов и программ проводится через систему открытых конкурсов с заблаговременным объявлением о правилах участия в них и проведением экспертизы. После подведения итогов конкурса Фонд объявляет (публикует) названия проектов, получивших гранты, их авторов или название научных организаций. Фонд ведет раздельный учет поступлений и расходов на финансирование научных проектов и расходов на собственное содержание. Научные фонды, создаваемые республиканскими органами власти, финансируются из бюджета или из внебюджетных источников, не запрещенных законодательством.

Научные фонды имеют право на налоговые и иные льготы.

В органах государственной власти республики и коммерческих организациях могут быть созданы внебюджетные фонды для поддержки научной и научно-технической деятельности за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций.

Статья 7. Аттестация и аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

1. На территории республики действуют федеральные квалификационные требования и процедура аттестации научных работников.

2. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности республиканского подчинения подлежат республиканской аттестации. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, аттестованные федеральными органами, республиканской аттестации не подлежат.

3. Критерием для присвоения субъекту научной и (или) научно-технической деятельности статуса аттестованного является уровень его научных результатов, определяемый комиссией, созданной учредителем.

4. Нереспубликанские (федеральные, региональные) субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, ведущие на постоянной основе работу на территории республики, должны быть аккредитованы при правительстве Республики Алтай в соответствии с федеральным законодательством.

5. Нереспубликанские субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, ведущие научные, научно - технические работы, должны пройти регистрацию в Министерстве образования и науки Республики Алтай с предъявлением программы работы в порядке, установленном правительством Республики Алтай.

Статья 8. Интеграция высшего образования и научной деятельности


Интеграция высшего образования и научной деятельности осуществляется через:

- проведение совместных научных исследований, проводимых высшими учебными заведениями и научными республиканскими, федеральными и региональными организациями;

- создание и развитие научно-исследовательских лабораторий, центров в высших учебных заведениях и научных организациях для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, аспирантами и студентами;

- организацию и проведение совместных экспедиционных и полевых исследований;

- участие студентов в региональных, общероссийских и международных конференциях молодых ученых;

- прохождение студентами практики и подготовки дипломных работ в научных организациях;

- использование результатов фундаментальных исследований в учебном процессе в высших учебных заведениях.

Глава III. Права и обязанности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

     
Статья 9. Права научного работника


Научный работник имеет право:

1. Участвовать в формировании тематики научной деятельности организации, в которой он работает.

2. На творческую свободу при выборе направления и метода решения избранной им научной проблемы.

3. На доступ к информации, необходимой для выполнения его научной программы, кроме сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. На подачу своего проекта на любой научный, научно-технический финансируемый конкурс, объявленный как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

5. На публикацию результатов своей научной деятельности в открытых отечественных и зарубежных научных, общественных изданиях, если они не содержат сведений, регулируемых специальным законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

6. На получение информации по использованию бюджетных средств научной организации, в которой он работает.

7. На сохранение условий конфиденциальности его участия в экспертизе научных программ, проектов, статей и изданий.

8. На осуществление предпринимательской деятельности в научно-технической сфере в любой форме, не запрещенной законодательством.

9. На получение доходов от реализации научных результатов, автором или соавтором которых он является.

10. На мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, представляющих опасность для здоровья и жизни граждан и окружающей среды.

11. На заключение контракта с иностранными организациями на работу за границей. Порядок возвращения научного работника после окончания контракта и восстановления на прежней работе, а также его социальное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Повышать свою научную квалификацию через стажировку, аспирантуру и докторантуру.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»