ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 7 мая 1992 года N 24-2
О животном мире
___________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Алтай от 24 апреля 2003 года N 11-31
___________________________
Животный мир составляет важную составную часть природных богатств Горного Алтая и служит источником для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства республики. Животный мир является достоянием народов, проживающих на территории Республики Алтай, и составляет ее собственность.
Запрещаются и признаются недействительными все действия государственных органов власти и управления, хозяйственных субъектов, других лиц, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам Республики Алтай в области охраны животного мира и рационального использования его ресурсов.
В интересах охраны животного мира и среды обитания животных права земле-леса-, водо-, недро- и других пользователей природными ресурсами могут быть ограничены, и на них могут быть возложены соответствующие обязанности и ответственность в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации - России и Республики Алтай.
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны и использования диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других), обитающих в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и в почве, постоянно или временно населяющих территорию республики, а также обеспечивает охрану фауны и среды обитания животных.
Настоящим Законом не регулируются отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других животных, содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и иных целей.
Места обитания животных - естественная и комплексная природная среда, являющаяся одновременно самостоятельным объектом ведения охотничьего, рыбного и других видов хозяйствования, связанных с использованием ресурсов животного мира.
Для среды обитания диких животных устанавливается особый правовой режим охраны и использования, обеспечиваемый настоящим Законом, Правилами охоты и др. законодательными актами Российской Федерации и Республики Алтай.
При организации, планировании и осуществлении мероприятий, которые могут воздействовать на состояние животного мира и среду обитания, должно обеспечиваться соблюдение следующих основных принципов и требований:
сохраняя животных, человек сохраняет себя и общество;
приоритета экологических интересов над экономическими;
устойчивости закрепления охотничьих, рыболовных и иных угодий за пользователями;
сохранение видового многообразия животных в состоянии природной свободы и целостности их естественных сообществ, создание условий их размножения и путей миграции, обеспечение сохранения особо редких и исчезающих животных;
научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;
учет и регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству республики;
платность пользования животным миром;
равенство граждан и социальная справедливость в праве на пользование ресурсами животного мира;
сочетание республиканских мер по охране животного мира с российской и другими региональными программами.
Трудовые коллективы, профессиональные союзы, общества охраны природы, охотников и рыболовов и другие общественные объединения, а также граждане оказывают содействие и благотворительную помощь государственным органам в осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира.
Государственные органы, в свою очередь, призваны информировать трудовые коллективы, общественность, средства массовой информации и граждан о принимаемых мерах по обеспечению сохранности диких животных и среды их обитания.
Ведению высших органов государственной власти и управления Республики Алтай в области охраны и использования животного мира подлежат:
определение основных направлений в области охраны животного мира и использовании его ресурсов в составе экологических программ Российской Федерации, разработка законодательства в области охраны животного мира, установление единой системы государственного учета диких животных и их использования, ведение кадастра животного мира республики, закрепление по согласованию с местными органами власти и местной администрацией охотничьих и рыболовных угодий, расположенных на территории соответствующих районов, планирование охраны животного мира и использования его ресурсов, разработка целевых программ охраны и воспроизводства диких животных, организация их финансирования и материально-технического обеспечения, организация управления и контроля в области охраны животного мира; выдача лицензий и установление порядка взимания платы за пользование животным миром, а также налогов и других компенсационных платежей предприятиями, деятельность которых ухудшает среду обитания диких животных (наносит экологический вред), установление размеров платы (таксы) за причиненный материальный ущерб диким животным и среде их обитания, а также административной ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира, образование специального фонда охраны и восстановления численности животных и среды их обитания, создание единой системы особо охраняемых природных территорий (зоологических и охотничьих заказников, заповедников, национальных парков), организация научно - исследовательских работ и подготовки кадров специалистов в области охраны и использования животного мира, организация межреспубликанского и межрегионального сотрудничества в области охраны животного мира, защита прав пользователей животным миром и разрешение споров между ними в порядке, предусмотренном настоящим Законом, решение других вопросов охраны и использования животного мира.
Ведению районных Советов народных депутатов и глав районных администраций на своей территории подлежат:
разработка и обеспечение комплексных природо-устроительных и природоохранительных мероприятий с целью создания благоприятной экологической среды обитания диких животных, осуществление контроля за охраной и использованием животного мира, правилами охоты, рыбной ловли, решение совместно с республиканскими органами вопросов о закреплении охотничьих и рыболовных угодий за пользователями, создание местных экологических фондов и распоряжение ими, разрешение споров между природопользователями внутри района, в установленных законодательством случаях и пределах предоставленных полномочий решение вопроса о взыскании ущерба, причиненного животному миру района, и наложение штрафа, информирование населения об экологической обстановке по охране животного мира в соответствии с законодательством республики, решение других вопросов по обеспечению сохранности диких животных и среды их обитания.
Ведению сельских и поселковых Советов народных депутатов и глав местной администрации в области охраны животного мира и использования ресурсов на своей территории подлежат:
разработка и проведение мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира, контроль за соблюдением законодательства по охране диких животных, правил охоты, рыбной ловли, принятие решений о взыскании причиненного ущерба животному миру и среде его обитания, привлечение в установленном порядке виновных лиц в нарушении природоохранных законов к административной ответственности.
Экономическую основу (механизм) охраны животного мира и использования его ресурсов составляют: учет и оценка состояния диких животных и среды их обитания, установление квот на использование животного мира, компенсационные платежи предприятий за действия, приведшие к ухудшению среды обитания диких животных, суммы, взыскиваемые в возмещение вреда, причиненного диким животным или среде их обитания, плата за пользование ресурсами животного мира, налоговые и кредитные льготы предприятиям за осуществление работ по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их численности, образование специальных фондов охраны животного мира, определение фактической и потенциальной хозяйственной продуктивности тех или иных природных угодий, взаимное согласование заинтересованных лиц по пользованию животным миром.
Пользование охотничьими, рыболовными, другими угодьями и ресурсами животного мира осуществляется в форме арендной платы за угодья или платы за разовое пользование, устанавливаемой Правительством Республики Алтай и в предусмотренных законодательством случаях местными Советами народных депутатов. В таком же порядке устанавливаются виды пользования и категории лиц, освобождаемые от платы за пользование животным миром.
Финансирование работ по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их численности производится из специальных фондов охраны и восстановления животного мира, образуемых за счет компенсационных платежей предприятий, ухудшающих среду обитания диких животных, штрафов и других источников. Расходование средств этих фондов на цели, не связанные с охраной животного мира, не допускается.
Порядок образования данных фондов определяется Правительством Республики Алтай.
На финансирование работ по охране животного мира привлекаются также средства Советов народных депутатов, предприятий - природопользователей, арендаторов охотничьих угодий, общественных организаций, кредиты банков, пожертвования граждан и другие источники.
Предприятиям, осуществляющим деятельность по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных и увеличению их численности, предоставляются налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения. Банковские кредиты этим предприятиям предоставляются на льготных условиях.
Указанные льготы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.
Государственное управление в области охраны животного мира и использования его ресурсов осуществляется Правительством Республики Алтай, местными Советами народных депутатов и главами районных администраций, республиканским комитетом экологии и природных ресурсов и его местными органами.
Для обеспечения охраны животного мира и организации рационального использования его ресурсов проводится государственный учет численности животных и их использования, ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов животных, их численности, характеристика угодий их обитания, современного хозяйственного использования ресурсов животного мира и другие необходимые данные.
Государственный учет численности животных и использования их ресурсов осуществляется комитетом экологии и природных ресурсов за счет средств государства и охотпользователей по единым для Российской Федерации и Республики Алтай правилам и нормам.
Правила государственного учета животных и их использования, ведения государственного кадастра животного мира утверждаются Правительством Республики Алтай по представлению республиканского комитета экологии и природных ресурсов и органов охотнадзора.
Мониторинг животного мира представляет собой систему наблюдений за состоянием животного мира и средой обитания диких животных, динамикой численности животных для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Правительством Республики Алтай.
Предоставление в пользование ресурсов животного мира осуществляется путем закрепления за пользователями соответствующих угодий обитания диких животных либо путем выдачи разрешений на отдельные виды пользования животным миром.
Закрепление угодий обитания диких животных в пользование производится Правительством Республики Алтай по согласованию с местными Советами народных депутатов и главами администраций в соответствии с их компетенцией.
Выдача разрешений на пользование животным миром осуществляется республиканским комитетом экологии и природных ресурсов и его местными органами.
Устройство среды обитания диких животных обеспечивается путем комплексного одновременного проведения земле-, лесо-, водоустройства и устройства охотничье - рыболовных угодий (природоустройства). Его организация и проведение обеспечиваются местными Советами народных депутатов совместно с комитетом экологии и природных ресурсов.
Экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны животного мира, предшествующей принятию хозяйственного решения, могущего повлиять на среду обитания животных.
Ее объектами могут быть схемы размещения производительных сил, технико-экономические обоснования, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов, а также технологические процессы, новая техника, химические вещества и препараты, нормативно-техническая документация и т.п.
Порядок проведения экологической экспертизы определяется действующим законодательством.
Государственный контроль за охраной животного мира и использованием его ресурсов имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований настоящего Закона, а также правил и норм, предусмотренных законодательством об охране животного мира и использовании его ресурсов.