Недействующий

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 7 мая 1992 года N 24-2


О животном мире

___________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Алтай от 24 апреля 2003 года N 11-31

___________________________


Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Животный мир. Право на животный мир


Животный мир составляет важную составную часть природных богатств Горного Алтая и служит источником для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства республики. Животный мир является достоянием народов, проживающих на территории Республики Алтай, и составляет ее собственность.

Запрещаются и признаются недействительными все действия государственных органов власти и управления, хозяйственных субъектов, других лиц, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам Республики Алтай в области охраны животного мира и рационального использования его ресурсов.

В интересах охраны животного мира и среды обитания животных права земле-леса-, водо-, недро- и других пользователей природными ресурсами могут быть ограничены, и на них могут быть возложены соответствующие обязанности и ответственность в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации - России и Республики Алтай.

Статья 2. Пределы действия Закона о животном жире


Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны и использования диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других), обитающих в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и в почве, постоянно или временно населяющих территорию республики, а также обеспечивает охрану фауны и среды обитания животных.

Настоящим Законом не регулируются отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других животных, содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и иных целей.

Статья 3. Среда обитания животных


Места обитания животных - естественная и комплексная природная среда, являющаяся одновременно самостоятельным объектом ведения охотничьего, рыбного и других видов хозяйствования, связанных с использованием ресурсов животного мира.

Для среды обитания диких животных устанавливается особый правовой режим охраны и использования, обеспечиваемый настоящим Законом, Правилами охоты и др. законодательными актами Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 4. Основные принципы и требования по охране животного мира и использованию его ресурсов


При организации, планировании и осуществлении мероприятий, которые могут воздействовать на состояние животного мира и среду обитания, должно обеспечиваться соблюдение следующих основных принципов и требований:

сохраняя животных, человек сохраняет себя и общество;

приоритета экологических интересов над экономическими;

устойчивости закрепления охотничьих, рыболовных и иных угодий за пользователями;

сохранение видового многообразия животных в состоянии природной свободы и целостности их естественных сообществ, создание условий их размножения и путей миграции, обеспечение сохранения особо редких и исчезающих животных;

научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;

учет и регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству республики;

платность пользования животным миром;

равенство граждан и социальная справедливость в праве на пользование ресурсами животного мира;

сочетание республиканских мер по охране животного мира с российской и другими региональными программами.

Статья 5. Участие трудовых коллективов, общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по охране животного мира и использованию его ресурсов


Трудовые коллективы, профессиональные союзы, общества охраны природы, охотников и рыболовов и другие общественные объединения, а также граждане оказывают содействие и благотворительную помощь государственным органам в осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира.

Государственные органы, в свою очередь, призваны информировать трудовые коллективы, общественность, средства массовой информации и граждан о принимаемых мерах по обеспечению сохранности диких животных и среды их обитания.

Глава II. Разграничение полномочий органов государственной власти и управления Республики Алтай в области охраны и использования животного мира

     
Статья 6. Полномочия высших органов государственной власти и управления республики в области охраны животного мира и использования его ресурсов


Ведению высших органов государственной власти и управления Республики Алтай в области охраны и использования животного мира подлежат:

определение основных направлений в области охраны животного мира и использовании его ресурсов в составе экологических программ Российской Федерации, разработка законодательства в области охраны животного мира, установление единой системы государственного учета диких животных и их использования, ведение кадастра животного мира республики, закрепление по согласованию с местными органами власти и местной администрацией охотничьих и рыболовных угодий, расположенных на территории соответствующих районов, планирование охраны животного мира и использования его ресурсов, разработка целевых программ охраны и воспроизводства диких животных, организация их финансирования и материально-технического обеспечения, организация управления и контроля в области охраны животного мира; выдача лицензий и установление порядка взимания платы за пользование животным миром, а также налогов и других компенсационных платежей предприятиями, деятельность которых ухудшает среду обитания диких животных (наносит экологический вред), установление размеров платы (таксы) за причиненный материальный ущерб диким животным и среде их обитания, а также административной ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира, образование специального фонда охраны и восстановления численности животных и среды их обитания, создание единой системы особо охраняемых природных территорий (зоологических и охотничьих заказников, заповедников, национальных парков), организация научно - исследовательских работ и подготовки кадров специалистов в области охраны и использования животного мира, организация межреспубликанского и межрегионального сотрудничества в области охраны животного мира, защита прав пользователей животным миром и разрешение споров между ними в порядке, предусмотренном настоящим Законом, решение других вопросов охраны и использования животного мира.

Статья 7. Полномочия районных Советов народных депутатов и глав районных администраций в области охраны животного мира и использования его ресурсов


Ведению районных Советов народных депутатов и глав районных администраций на своей территории подлежат:

разработка и обеспечение комплексных природо-устроительных и природоохранительных мероприятий с целью создания благоприятной экологической среды обитания диких животных, осуществление контроля за охраной и использованием животного мира, правилами охоты, рыбной ловли, решение совместно с республиканскими органами вопросов о закреплении охотничьих и рыболовных угодий за пользователями, создание местных экологических фондов и распоряжение ими, разрешение споров между природопользователями внутри района, в установленных законодательством случаях и пределах предоставленных полномочий решение вопроса о взыскании ущерба, причиненного животному миру района, и наложение штрафа, информирование населения об экологической обстановке по охране животного мира в соответствии с законодательством республики, решение других вопросов по обеспечению сохранности диких животных и среды их обитания.

Статья 8. Полномочия сельских и поселковых Советов народных депутатов и глав местной администрации в области охраны и использования животного мира


Ведению сельских и поселковых Советов народных депутатов и глав местной администрации в области охраны животного мира и использования ресурсов на своей территории подлежат:

разработка и проведение мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира, контроль за соблюдением законодательства по охране диких животных, правил охоты, рыбной ловли, принятие решений о взыскании причиненного ущерба животному миру и среде его обитания, привлечение в установленном порядке виновных лиц в нарушении природоохранных законов к административной ответственности.

Глава III. Экономическая и финансовая основа охраны животного мира и использование его ресурсов

     
Статья 9. Экономическая основа (механизм) охраны и использования животного мира


Экономическую основу (механизм) охраны животного мира и использования его ресурсов составляют: учет и оценка состояния диких животных и среды их обитания, установление квот на использование животного мира, компенсационные платежи предприятий за действия, приведшие к ухудшению среды обитания диких животных, суммы, взыскиваемые в возмещение вреда, причиненного диким животным или среде их обитания, плата за пользование ресурсами животного мира, налоговые и кредитные льготы предприятиям за осуществление работ по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их численности, образование специальных фондов охраны животного мира, определение фактической и потенциальной хозяйственной продуктивности тех или иных природных угодий, взаимное согласование заинтересованных лиц по пользованию животным миром.

Статья 10. Платность пользования охотничьими, рыболовными, другими угодьями и ресурсами животного мира


Пользование охотничьими, рыболовными, другими угодьями и ресурсами животного мира осуществляется в форме арендной платы за угодья или платы за разовое пользование, устанавливаемой Правительством Республики Алтай и в предусмотренных законодательством случаях местными Советами народных депутатов. В таком же порядке устанавливаются виды пользования и категории лиц, освобождаемые от платы за пользование животным миром.

Статья 11. Финансовая основа (механизм) охраны животного мира и использования его ресурсов


Финансирование работ по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их численности производится из специальных фондов охраны и восстановления животного мира, образуемых за счет компенсационных платежей предприятий, ухудшающих среду обитания диких животных, штрафов и других источников. Расходование средств этих фондов на цели, не связанные с охраной животного мира, не допускается.

Порядок образования данных фондов определяется Правительством Республики Алтай.

На финансирование работ по охране животного мира привлекаются также средства Советов народных депутатов, предприятий - природопользователей, арендаторов охотничьих угодий, общественных организаций, кредиты банков, пожертвования граждан и другие источники.

Статья 12. Материально-техническое обеспечение и стимулирование предприятий, осуществляющих деятельность по охране и восстановлению животного мира


Предприятиям, осуществляющим деятельность по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных и увеличению их численности, предоставляются налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения. Банковские кредиты этим предприятиям предоставляются на льготных условиях.

Указанные льготы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Глава IV. Управление, учет и контроль в области охраны животного мира и использования его ресурсов

     
Статья 13. Органы управления охраны и использования животного мира


Государственное управление в области охраны животного мира и использования его ресурсов осуществляется Правительством Республики Алтай, местными Советами народных депутатов и главами районных администраций, республиканским комитетом экологии и природных ресурсов и его местными органами.

Статья 14. Государственный учет животных и кадастр животного мира


Для обеспечения охраны животного мира и организации рационального использования его ресурсов проводится государственный учет численности животных и их использования, ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов животных, их численности, характеристика угодий их обитания, современного хозяйственного использования ресурсов животного мира и другие необходимые данные.

Статья 15. Порядок государственного учета животных и использования ресурсов животного мира, ведение кадастра животного мира


Государственный учет численности животных и использования их ресурсов осуществляется комитетом экологии и природных ресурсов за счет средств государства и охотпользователей по единым для Российской Федерации и Республики Алтай правилам и нормам.

Правила государственного учета животных и их использования, ведения государственного кадастра животного мира утверждаются Правительством Республики Алтай по представлению республиканского комитета экологии и природных ресурсов и органов охотнадзора.

Статья 16. Мониторинг животного мира


Мониторинг животного мира представляет собой систему наблюдений за состоянием животного мира и средой обитания диких животных, динамикой численности животных для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Правительством Республики Алтай.

Статья 17. Предоставление ресурсов животного мира в пользование


Предоставление в пользование ресурсов животного мира осуществляется путем закрепления за пользователями соответствующих угодий обитания диких животных либо путем выдачи разрешений на отдельные виды пользования животным миром.

Закрепление угодий обитания диких животных в пользование производится Правительством Республики Алтай по согласованию с местными Советами народных депутатов и главами администраций в соответствии с их компетенцией.

Выдача разрешений на пользование животным миром осуществляется республиканским комитетом экологии и природных ресурсов и его местными органами.

Статья 18. Устройство среды обитания диких животных


Устройство среды обитания диких животных обеспечивается путем комплексного одновременного проведения земле-, лесо-, водоустройства и устройства охотничье - рыболовных угодий (природоустройства). Его организация и проведение обеспечиваются местными Советами народных депутатов совместно с комитетом экологии и природных ресурсов.

Статья 19. Экологическая экспертиза


Экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны животного мира, предшествующей принятию хозяйственного решения, могущего повлиять на среду обитания животных.

Ее объектами могут быть схемы размещения производительных сил, технико-экономические обоснования, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов, а также технологические процессы, новая техника, химические вещества и препараты, нормативно-техническая документация и т.п.

Порядок проведения экологической экспертизы определяется действующим законодательством.

Статья 20. Государственный контроль за охраной животного мира и использованием его ресурсов


Государственный контроль за охраной животного мира и использованием его ресурсов имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований настоящего Закона, а также правил и норм, предусмотренных законодательством об охране животного мира и использовании его ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»