ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 12 ноября 2003 года N 15-31
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2004-2007 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Статья 41 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ; НГР:ru02000200800051}
{Изменения:
Закон Республики Алтай от 26.11.2004 N 53-РЗ; НГР: ru02000200400182;
Закон Республики Алтай от 29.06.2006 N 48-РЗ; НГР: ru02000200600155}
Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы\" (согласно приложению).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин
Председатель
Государственного Собрания-
Эл Курултай Республики Алтай
И.Э.Яимов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004 - 2007 годы"
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 26.11.2004 N 53-РЗ; НГР: ru02000200400182;
Закон Республики Алтай от 29.06.2006 N 48-РЗ; НГР: ru02000200600155}
Паспорт Программы |
1. Содержание проблемы |
2. Основные цели и задачи Программы. Направления реализации |
3. Механизм реализации Программы |
4. Сроки и этапы реализации Программы______ |
5. Ресурсное обеспечение Программы__________ |
6. Оценка эффективности программных мероприятий |
7. Приложение 1 "Перечень мероприятий Программы и ожидаемые |
8. Приложение 2 "Объемы и источники финансирования Программы" |
Наименование | Республиканская целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы" (далее - Программа) | |
Основания разработки Программы | Закон Республики Алтай \"О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай\" c:\content\ngr\RU02DMJ200100108.doc | |
Заказчик | Правительство Республики Алтай | |
Основные разработчики Программы | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай | |
Исполнители мероприятий | Министерство финансов Республики Алтай; | |
Предполагаемые участники | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Алтай; | |
Цель Программы | Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на республиканском уровне | |
Задачи Программы | Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; | |
Основные направления Программы | Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства; | |
Сроки реализации Программы | 2004 - 2007 годы (включительно) | |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования, | 61 455,7 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет региона достигнет 30%; | |
Система контроля за реализацией Программы | Министерство финансов Республики Алтай; |
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 26.11.2004 N 53-РЗ; НГР: ru02000200400182;
Закон Республики Алтай от 29.06.2006 N 48-РЗ; НГР: ru02000200600155}
Крупномасштабные рыночные преобразования затронули каждый регион России, вне зависимости от степени развитости экономического потенциала. Различаются только формы и интенсивность проявления кризисных явлений. В соответствии с этим стратегия выхода из кризисного состояния каждого региона должна быть различна.
Особая роль в стратегии преодоления кризиса и перспективного развития экономики Республики Алтай должна быть отведена малому бизнесу. Это можно подкрепить следующими доводами.
В Республике Алтай отсутствуют крупные предприятия. Создание новых крупных предприятий оправдано в случае использования передовых технологий, что требует огромных инвестиций.
Чрезвычайная хрупкость экологического равновесия в регионе не позволяет реализацию крупных проектов. Усиление антропогенного воздействия негативно скажется на хрупкой природной среде Республики Алтай.
В условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов оправдано вложение средств в эффективные, коммерческие проекты с быстрой окупаемостью, которые предлагаются малыми предприятиями.
Кроме того, небольшая населенность и отдаленность региона от ёмких рынков сбыта не позволяет развивать предприятия, продукция которых рассчитана на массовый спрос.
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических и социальных проблем:
создание прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды;
расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;
снижение остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест;
насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.
По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, уплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
Одна из существенных современных тенденций развития мировой экономики - усиление роли малого и среднего бизнеса, как наиболее динамичной и гибкой формы деловой жизни.
По данным Комитета государственной статистики Республики Алтай за 2002 год в республике действовало 588 малых предприятий со статусом юридического лица и около 6500 (по данным ИМНС) индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Отраслевая структура малых предприятий:
промышленность - 17,86%;
строительство - 14,12%;
розничная торговля - 11,90%;
общественное питание - 2,89%;
оптовая торговля - 9,35%;
другие отрасли - 43,88%.
В 2002 году на малых предприятиях было занято 5645 человек, с учетом предпринимателей без образования юридического лица и их наемных работников численность занятых в сфере малого предпринимательства оценивается в 13451 чел, что по оценке составляет более 16,6% населения, занятого в экономике региона.
В результате оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства Республики Алтай в 2002 году поступления в бюджет Республики Алтай от налогов на совокупный доход составили 18 млн. руб. (164% к уровню аналогичного показателя 2001 года). Таким образом, наблюдается положительная тенденция роста налоговых поступлений от финансово-экономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
По итогам 2002 года на 43,5% увеличился объем выпуска товаров и услуг в фактических ценах предприятиями малого бизнеса и составил 646,8 млн. руб. Наметившаяся тенденция роста выпуска товаров и услуг сохраняется в первом квартале текущего года, который составил 114% от уровня соответствующего периода 2002 года.
Пространственный аспект анализа развития малого предпринимательства показал, что малые предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица сосредоточены в основной своей массе в Горно-Алтайске, Турочакском и Онгудайском районах. Удельный вес численности этих районов составил 52%, в то же время здесь сосредоточены 89,8% малых предприятий и 65,2% индивидуальных предпринимателей.
Следовательно, целевым критерием развития малого предпринимательства может быть территориально равномерное его размещение.
Анализ состояния малого предпринимательства показывает, что в настоящее время практически исчерпаны резервы развития бизнеса, связанные с процессами приватизации, демонополизации и реструктуризацией предприятий. На протяжении нескольких последних лет практически неизменной остается отраслевая структура малых предприятий - на сегодняшний день около половины предпринимателей занято в торговле. Существуют тенденции расширения такими предпринимателями своей деятельности за счет развития производства, но пока таких не много. Для нашей республики низок процент фирм, занимающихся наукоемкими технологиями, сфере услуг еще далеко до той роли, которую она играет в развитых странах.
Основные причины, препятствующие дальнейшему развитию малого предпринимательства в Республике Алтай:
несовершенство и непостоянство нормативной правовой базы;
избыточные административные барьеры, большое количество контролирующих органов и дублирование их функций. В настоящее время контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контролирующих органов, имеют место параллелизм и дублирование их функций. Контрольные проверки носят бессистемный характер. Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального развития и требует совершенствования;
сельскохозяйственная специализация региона, горный рельеф;
неконкурентоспособность, объективно неконкурентоспособность региональной экономики связана с ее сельскохозяйственной специализацией, так как сельское хозяйство по многим параметрам проигрывает промышленности, а именно, в следующем:
- медленный кругооборот и оборот капитала;
- потребность в относительно более объемном авансировании производственных затрат;
- неравномерная реализация произведенной продукции;
- преобладание скоропортящейся и малотранспортабельной продукции;
- территориальная удаленность от конечного потребления;
- недостаточно развита инфраструктура, которая способствует развитию малого бизнеса в районах и городах региона;
энергозависимость, уровень энергопотребления один из самых низких по России и Сибири. Потребление энергии на душу населения составляет 2000 кВт. час. в год, что ниже уровня Алтайского края в 2,5 раза, Западной Сибири - в 4 раза;
дотационный бюджет, что является объективным результатом унаследованного экономического потенциала и в краткосрочной перспективе ситуация не может быть изменена кардинально. Республика должна искать внутренние резервы пополнения доходной части бюджета, прежде всего за счет развития малого бизнеса;