КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 28 марта 2003 года N 203
Об окружной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"
(с изменениями на 15 апреля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 200
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Корякского автономного округа от 15 апреля 2004 года N 275-оз (Народовластие, 08.05.2004).
____________________________________________________________________
Статья 1
Утвердить окружную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (Программа и 2 приложения прилагаются).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Корякского автономного округа
В.А. Логинов
Наименование программы | Социальное развитие села до 2010 года |
Дата принятия решения об утверждении Программы, | Окружная целевая программа утверждена Думой Корякского автономного округа |
Государственный заказчик-координатор Программы | Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа |
Основные разработчики Программы | Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа, |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение сельского населения базовыми социальными благами. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2010 годы |
Перечень основных мероприятий | Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: |
Исполнители основных мероприятий | Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа, |
Объемы и источники финансирования | Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2003-2010 годы - 3451519 тыс.руб., в т.ч. средства: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы к 2010 году позволит: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Государственный заказчик - координатор Программы - Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа. |
Настоящая Окружная целевая программа, а также одноименная Федеральная целевая программа для Корякского автономного округа имеют большое значение, так как в округе насчитывается 31 населенный пункт, 29 из них имеют сельский статус.
На территории округа на 01.01.2002 года проживает 28,5 тыс.чел., в том числе 20,4 тыс.чел. проживают в сельской местности. Сельское население округа составляет 72 %.
Расстояние между населенными пунктами от 7 до 360 км, расстояние от окружного центра до годПетропавловска-Камчатского - 850 км, а от отдельных населенных пунктов до годПетропавловска-Камчатского - до 1600 км..
С соседним субъектом Российской Федерации - Камчатской областью, где находятся единственный на полуострове морской порт и современный аэропорт, теле- и радиопередающие мощности, округ связан только морскими и воздушными путями. Они же являются главными и для внутриокружных перевозок. Причем, морские перевозки осуществляются только в летний период. Авиасвязь с другими регионами страны осуществляется только через аэропорт годПетропавловска-Камчатского. В связи с отсутствием автодорожной сети в округе, единственным средством транспортного сообщения между населенными пунктами, районными и окружным центром, является воздушный транспорт, который, как известно, зависит от погодных условий. Воздушный транспорт для многих сел округа представляет собой вертолет, так как взлетно-посадочные полосы имеются только в 7 селах. Единственное село, которое имеет автомобильное сообщение с райцентром - Карага.
При отсутствии автомобильных дорог совершенно очевидным становится тот факт, что каждый населенный пункт округа должен иметь собственные службы жизнеобеспечения: котельная, электростанция, тепловые, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения, лечебное учреждение, учреждения дошкольного и школьного воспитания, торговые предприятия, средства связи и т.п..
В этой связи следовало бы дать характеристику сел Корякского автономного округа. Для примера избраны национальные села - места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. В Корякском автономном округе из 29 сел 17 сел являются национальными: в каждом из населенных пунктов проживает более 50 % человек из числа малочисленных народов Севера.
Обеспеченность жилой площадью населения в отдельных национальных селах составляет 6-7 м2 на одного человека. Более 500 семей стоят на очереди на получение жилья. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом обеспечено 43 % жилого фонда, канализацией - 42 %, центральным отоплением - 51 %, горячим водоснабжением - 3,2 %. Четверть жилого фонда в национальных селах находится в ветхом состоянии.
В 12 национальных селах имеются участковые больницы, в 2 - врачебные амбулатории, села Хайрюзово, Оклан и Парень имеют только фельдшерско-акушерские пункты.
3 национальных села имеют начальную школу, 1 - неполную среднюю.
Только 10 национальных сел имеют сельский Дом культуры, в остальных селах культурно-просветительские мероприятия проводятся в приспособленных помещениях.
Ни в одном национальном селе на сегодня нет объектов бытового обслуживания, кроме частного предпринимателя по пошиву и ремонту одежды в с.Хаилино.
Только 14 национальных сел имеют устойчивую телефонную связь с районными центрами. В 2-х национальных селах отсутствует радиовещание: Ср.Пахачи и Парень.
Одним из ярких примеров обнищания национальных сел Корякского автономного округа является село Парень. Село находится на расстоянии 237 км от районного центра с.Каменское. В селе имеется только вертолетная площадка. Село, как и весь округ, относится к регионам с ограниченными сроками навигации. Поэтому топливо, продовольствие и другие жизненно необходимые товары завозятся в село из с.Манилы по зимнику протяженностью 100 км. Обеспеченность населения жилой площадью составляет 4,2 м2 на 1 человека. Жилой фонд не имеет никаких благоустройств: водопровода, канализации, центрального отопления. На 65 % жилой фонд ветхий. В селе имеется электростанция, возраст которой 40 лет, капитальный ремонт не производился. В селе нет объектов бытового обслуживания, сельской бани. Фельдшерско-акушерский пункт расположен в приспособленном деревянном помещении 1956 года постройки. Начальная школа расположена в приспособленном деревянном помещении 1967 года постройки. Сельский дом культуры и библиотека расположены в приспособленных деревянных помещениях: первое 1972 года постройки, второе - 1952 года постройки. Отсутствует радиовещание. Связь с районным центром осуществляется по рации.
Социально-экономическая характеристика некоторых других сел ненамного отличается.
Здравоохранение. В Корякском автономном округе на 01.09.2002 из 31 лечебного учреждения только 2 размещены в типовых зданиях, остальные 29 находятся в приспособленных деревянных постройках, степень износа которых составляет 80-90 %. Именно эти 29 лечебных учреждений находятся в сельской местности.
Материально-техническое состояние большинства сельских лечебных учреждений неудовлетворительное: капитальные ремонты не проводились в течение 15 и более лет, лечебные учреждения размещены в приспособленных помещениях, медицинское оснащение и техническое оборудование - минимальное, устаревшее морально и физически. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, бытовых условий для больных крайне затруднено из-за изношенности и непригодности систем тепло-, водоснабжения, канализации.
Медицинская помощь жителям округа оказывается в центральных районных и окружной больницах, техническое состояние которых вызывает большую тревогу в связи с тем, что практически все учреждения не выходят из состояния ремонта из-за крайне малого выделения финансовых средств, что, естественно, негативно сказывается на качестве медицинской помощи.
Развитие системы здравоохранения в селах округа обусловлено необходимостью оказания первичной бесплатной медицинской помощи сельским жителям, обеспечения ее доступности. Разбросанность, отдаленность населенных пунктов, отсутствие автодорожной сети, неблагоприятные погодные условия (для авиации), вызывают потребность в сохранении лечебно-профилактических учреждений стационарного типа (участковые больницы), где имеются возможности оказания скорой неотложной помощи, изоляции в случаях возникновения каких-либо инфекционных заболеваний, неясных случаях. Эти же условия требуют укомплектованности специалистами, в частности - педиатрами, последипломной подготовки по программе врача общей практики. Укомплектованность специалистами в селах округа в настоящее время едва достигает 40 %. Последипломная подготовка затруднена, не подготовлен ни один специалист как врач общей практики.
Образование. В округе насчитывается 29 общеобразовательных школ (4 начальных, 25 средних полных), 1 учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, детский дом для сирот и лишенных родительской опеки, 4 учреждения дополнительного образования, 35 дошкольных учреждений.
Численность учащихся в общеобразовательных школах - 4675 чел. В дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 1860 детей. Более половины всех учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений составляют дети коренных малочисленных народов Севера.
Численность педагогических кадров в системе образования округа - 814 человек.
Материальное состояние школьных зданий, зданий дошкольных учреждений неудовлетворительное. Физический износ деревянных зданий (а их в округе 79%) составляет до 80%. Школьная мебель, оборудование, тепловые сети, сантехника, электропроводка изношены. 80% оборудования пищеблоков пришло в негодность, вышло из строя, требует немедленной замены.
Полностью сгорели Усть-Харюзовская средняя (1997 год) и Каменская начальная общеобразовательные школы (2002 год), детско-юношеская спортивная школа в с. Каменское (2002 год). Значительно повреждена средняя общеобразовательная школа с.Слаутное от сильного наводнения в 1997 году. В зданиях аварийного фонда вынуждены функционировать Лесновская и Карагинская средние общеобразовательные школы.
В приспособленных помещениях расположены дошкольные учреждения сел Лесная и Заречное.
Отсутствуют школьные мастерские в средних общеобразовательных школах сел Средние Пахачи, Хаилино, Корф, что затрудняет осуществление трудового обучения и воспитания.
Культура. На территории Корякского автономного округа функционируют 92 культурно-просветительных учреждения:
дома культуры - 33,
библиотеки -38,
детские школы искусств, музыкальные школы - 16,
музеи - 5.
Большинство учреждений культуры функционируют в приспособленных помещениях, на 70-80 % учреждения культуры требуют капитального ремонта. Сельский Дом культуры с.Слаутное требует капитального ремонта после наводнения в 1997 году.
За последнее 10-летие практически не финансировался капитальный и текущий ремонт помещений. Новое строительство тем более не осуществлялось.
Водоснабжение и канализация. Обеспечение водой сельских населенных пунктов округа осуществляется 16-ю водопроводами протяженностью 134,5 км и 194 водоразборными колонками. В последние годы наблюдались частые отказы действующих водозаборов по причине предельной изношенности как глубинных насосов, так и вспомогательного оборудования, что существенно влияло на нормальное обеспечение населения питьевой водой. Необходимо отметить, что действующие водоводы и водопроводная сеть вводились в эксплуатацию большей частью в 60-х и 70-х годах. Отсутствие основных материалов и финансовых средств делает невозможным проведение работ по замене изношенных водоводов и сетей.
В ряде населенных пунктов округа (Оклан, Парень, Аянка, Апука, Седанка и Корф) до настоящего времени используется привозная питьевая вода, не соответствующая ГОСТу "Питьевая вода".
Очистных сооружений в селах округа действует 8 единиц. Общая протяженность канализационных сетей - 54 км. Более половины сетей нуждаются в полной или частичной замене. Увеличилось количество аварий, связанных с отказом функционирования инженерных сетей и очистных сооружений. Нормативная пропускная способность очистных сооружений крайне низка и по причине износа оборудования снижена на 25 %.
Энергообеспечение. Энергообеспечение сел округа, в основном, осуществляют 5 дизельных электростанций ОАО "Камчатскэнерго" и 19 электростанций коммунального хозяйства. Протяженность линий электропередач составляет 280 км.
Предельная изношенность линий электропередач, трансформаторных подстанций неоднократно создавали аварийные ситуации. Большая часть дизельгенераторов введена в эксплуатацию в период с 1976 по 1978 годы, в результате чего, около 50 % дизельгенераторов по своему техническому состоянию не соответствуют требованиям. Периодически возникающие аварийные ситуации, связанные с технической эксплуатацией дизельгенераторов, требуют значительных трудозатрат и приводят к сверхнормативным простоям на ремонт и, как следствие, - полному отключению электроэнергии в населенных пунктах. Установленная мощность отдельных дизельгенераторов не соответствует фактическим нагрузкам, что создает значительные трудности в жизнеобеспечении населенных пунктов.
Теплоснабжение. Теплоснабжение населенных пунктов округа обеспечивается 70 котельными, находящимися на балансе коммунальных хозяйств, и 171 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении).
Серьезной проблемой для округа является выход из строя котельных установок и вспомогательного оборудования. Предельный износ топочных камер, котлов, насосов и другого оборудования значительно снижает степень безопасности работы котельных.
Жилой фонд округа на 01.09.2002 составляет 561,03 тыс.м2. Жилой фонд в основном сформирован из построек 50-60-х годов. Большую часть жилого фонда составляют одно-, двух-, трехэтажные постройки. И только в 80-х годах началось строительство четырех-, пятиэтажных жилых домов в бетонном исполнении. Степень износа жилого фонда на 01.09.2002 составляет 60-65 %. Ветхий и аварийный фонд составляет 78 тыс.м2 (770 домов), в том числе: ветхого жилья - 71,4 тыс.м2 (665 домов), аварийного - 6,6 тыс.м2 (105 домов), в котором проживает 1947 человек.
За период с 1989 по 2001 годы ввод в действие жилых домов в сельской местности за счет всех источников финансирования выглядит следующим образом:
1989 год - 22444 м2
1990 год - 24716 м2
1991 год - 9575 м2
1992 год - 8254 м2
1993 год - 9450 м2
1994 год - 2978 м2
1995 год - 5072 м 2
1996 год - 915 м 2
1997 год - 799 м 2
1999 год - 739 м 2