Недействующий

ЗАКОН


КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 28 марта 2003 года N 203

     
Об окружной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

(с изменениями на 15 апреля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 200
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Корякского автономного округа от 15 апреля 2004 года N 275-оз (Народовластие, 08.05.2004).

____________________________________________________________________


     
Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (Программа и 2 приложения прилагаются).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Корякского автономного округа
В.А. Логинов

     

    
ПАСПОРТ
окружной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"

Наименование программы

Социальное развитие села до 2010 года

Дата принятия решения об утверждении Программы,
(наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта)

Окружная целевая программа утверждена Думой Корякского автономного округа

...

Государственный заказчик-координатор Программы

Руководитель Программы

Государственные заказчики разделов Программы

Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа


Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа

Управление капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и жилищных субсидий Администрации Корякского автономного округа (разделы "Развитие жилищного строительства в сельской местности", "Реконструкция и техническое перевооружение сельских электрических сетей", "Развитие водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов", "Развитие теплообеспечения сельских населенных пунктов")

Управление образования Администрации Корякского автономного округа (раздел "Развитие сети сельских общеобразовательных и дошкольных учреждений")

Управление здравоохранения Администрации Корякского автономного округа (раздел "Развитие сети сельских учреждений первичной медико-социальной помощи")

Управление культуры Администрации Корякского автономного округа (раздел "Развитие культурно-досуговой деятельности на селе")

Государственное учреждение "Территориальный дорожный фонд Корякского автономного округа" (раздел "Совершенствование сети автомобильных дорог в сельской местности")

Основные разработчики Программы

Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа,

Департамент экономического развития и торговли Администрации Корякского автономного округа,

Управление капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и жилищных субсидий Администрации Корякского автономного округа,

Управление образования Администрации Корякского автономного округа,

Управление здравоохранения Администрации Корякского автономного округа,

Управление культуры Администрации Корякского автономного округа,

Государственное учреждение "Территориальный дорожный фонд Корякского автономного округа".

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение сельского населения базовыми социальными благами.

Сроки и этапы реализации Программы

2003-2010 годы

Перечень основных мероприятий

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:

развитие жилищного строительства в сельской местности,

развитие сети сельских общеобразовательных и дошкольных учреждений,

развитие сети сельских учреждений первичной медико-социальной помощи,

развитие культурно-досуговой деятельности на селе,

реконструкция и техническое перевооружение сельских электрических сетей,

развитие водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов,

развитие теплообеспечения сельских населенных пунктов,

совершенствование сети автомобильных дорог в сельской местности.

Исполнители основных мероприятий

Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа,

Управление капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и жилищных субсидий Администрации Корякского автономного округа,

Управление образования Администрации Корякского автономного округа,

Управление здравоохранения Администрации Корякского автономного округа,

Управление культуры Администрации Корякского автономного округа,

Государственное учреждение "Территориальный дорожный фонд Корякского автономного округа".

Объемы и источники финансирования

Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2003-2010 годы - 3451519 тыс.руб., в т.ч. средства:

федерального бюджета - 2760021 тыс.руб.,

бюджета Корякского автономного округа - 344379

тыс.руб.,

внебюджетных источников - 347119 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы к 2010 году позволит:

улучшить жилищные условия 400-500 сельских семей, при этом повысится уровень коммунальных услуг;

будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;

сократится доля обучающихся во вторую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях;

сельское население получит питьевую воду соответствующего качества.

Система организации контроля за исполнением Программы

Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Государственный заказчик - координатор Программы - Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа.

Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа, работая совместно с исполнителями программных мероприятий,

ежегодно на будущий финансовый год уточняет ассигнования из бюджета Корякского автономного округа, а также уточняет и защищает в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации ассигнования из федерального бюджета.

Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Корякского автономного округа отчитывается об освоении полученных финансовых средств.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к окружной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Настоящая Окружная целевая программа, а также одноименная Федеральная целевая программа для Корякского автономного округа имеют большое значение, так как в округе насчитывается 31 населенный пункт, 29 из них имеют сельский статус.

На территории округа на 01.01.2002 года проживает 28,5 тыс.чел., в том числе 20,4 тыс.чел. проживают в сельской местности. Сельское население округа составляет 72 %.

Расстояние между населенными пунктами от 7 до 360 км, расстояние от окружного центра до годПетропавловска-Камчатского - 850 км, а от отдельных населенных пунктов до годПетропавловска-Камчатского - до 1600 км..

С соседним субъектом Российской Федерации - Камчатской областью, где находятся единственный на полуострове морской порт и современный аэропорт, теле- и радиопередающие мощности, округ связан только морскими и воздушными путями. Они же являются главными и для внутриокружных перевозок. Причем, морские перевозки осуществляются только в летний период. Авиасвязь с другими регионами страны осуществляется только через аэропорт годПетропавловска-Камчатского. В связи с отсутствием автодорожной сети в округе, единственным средством транспортного сообщения между населенными пунктами, районными и окружным центром, является воздушный транспорт, который, как известно, зависит от погодных условий. Воздушный транспорт для многих сел округа представляет собой вертолет, так как взлетно-посадочные полосы имеются только в 7 селах. Единственное село, которое имеет автомобильное сообщение с райцентром - Карага.

При отсутствии автомобильных дорог совершенно очевидным становится тот факт, что каждый населенный пункт округа должен иметь собственные службы жизнеобеспечения: котельная, электростанция, тепловые, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения, лечебное учреждение, учреждения дошкольного и школьного воспитания, торговые предприятия, средства связи и т.п..

В этой связи следовало бы дать характеристику сел Корякского автономного округа. Для примера избраны национальные села - места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. В Корякском автономном округе из 29 сел 17 сел являются национальными: в каждом из населенных пунктов проживает более 50 % человек из числа малочисленных народов Севера.

Обеспеченность жилой площадью населения в отдельных национальных селах составляет 6-7 м2 на одного человека. Более 500 семей стоят на очереди на получение жилья. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом обеспечено 43 % жилого фонда, канализацией - 42 %, центральным отоплением - 51 %, горячим водоснабжением - 3,2 %. Четверть жилого фонда в национальных селах находится в ветхом состоянии.

В 12 национальных селах имеются участковые больницы, в 2 - врачебные амбулатории, села Хайрюзово, Оклан и Парень имеют только фельдшерско-акушерские пункты.

3 национальных села имеют начальную школу, 1 - неполную среднюю.

Только 10 национальных сел имеют сельский Дом культуры, в остальных селах культурно-просветительские мероприятия проводятся в приспособленных помещениях.

Ни в одном национальном селе на сегодня нет объектов бытового обслуживания, кроме частного предпринимателя по пошиву и ремонту одежды в с.Хаилино.

Только 14 национальных сел имеют устойчивую телефонную связь с районными центрами. В 2-х национальных селах отсутствует радиовещание: Ср.Пахачи и Парень.

Одним из ярких примеров обнищания национальных сел Корякского автономного округа является село Парень. Село находится на расстоянии 237 км от районного центра с.Каменское. В селе имеется только вертолетная площадка. Село, как и весь округ, относится к регионам с ограниченными сроками навигации. Поэтому топливо, продовольствие и другие жизненно необходимые товары завозятся в село из с.Манилы по зимнику протяженностью 100 км. Обеспеченность населения жилой площадью составляет 4,2 м2 на 1 человека. Жилой фонд не имеет никаких благоустройств: водопровода, канализации, центрального отопления. На 65 % жилой фонд ветхий. В селе имеется электростанция, возраст которой 40 лет, капитальный ремонт не производился. В селе нет объектов бытового обслуживания, сельской бани. Фельдшерско-акушерский пункт расположен в приспособленном деревянном помещении 1956 года постройки. Начальная школа расположена в приспособленном деревянном помещении 1967 года постройки. Сельский дом культуры и библиотека расположены в приспособленных деревянных помещениях: первое 1972 года постройки, второе - 1952 года постройки. Отсутствует радиовещание. Связь с районным центром осуществляется по рации.

Социально-экономическая характеристика некоторых других сел ненамного отличается.

Здравоохранение. В Корякском автономном округе на 01.09.2002 из 31 лечебного учреждения только 2 размещены в типовых зданиях, остальные 29 находятся в приспособленных деревянных постройках, степень износа которых составляет 80-90 %. Именно эти 29 лечебных учреждений находятся в сельской местности.

Материально-техническое состояние большинства сельских лечебных учреждений неудовлетворительное: капитальные ремонты не проводились в течение 15 и более лет, лечебные учреждения размещены в приспособленных помещениях, медицинское оснащение и техническое оборудование - минимальное, устаревшее морально и физически. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, бытовых условий для больных крайне затруднено из-за изношенности и непригодности систем тепло-, водоснабжения, канализации.

Медицинская помощь жителям округа оказывается в центральных районных и окружной больницах, техническое состояние которых вызывает большую тревогу в связи с тем, что практически все учреждения не выходят из состояния ремонта из-за крайне малого выделения финансовых средств, что, естественно, негативно сказывается на качестве медицинской помощи.

Развитие системы здравоохранения в селах округа обусловлено необходимостью оказания первичной бесплатной медицинской помощи сельским жителям, обеспечения ее доступности. Разбросанность, отдаленность населенных пунктов, отсутствие автодорожной сети, неблагоприятные погодные условия (для авиации), вызывают потребность в сохранении лечебно-профилактических учреждений стационарного типа (участковые больницы), где имеются возможности оказания скорой неотложной помощи, изоляции в случаях возникновения каких-либо инфекционных заболеваний, неясных случаях. Эти же условия требуют укомплектованности специалистами, в частности - педиатрами, последипломной подготовки по программе врача общей практики. Укомплектованность специалистами в селах округа в настоящее время едва достигает 40 %. Последипломная подготовка затруднена, не подготовлен ни один специалист как врач общей практики.

Образование. В округе насчитывается 29 общеобразовательных школ (4 начальных, 25 средних полных), 1 учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, детский дом для сирот и лишенных родительской опеки, 4 учреждения дополнительного образования, 35 дошкольных учреждений.

Численность учащихся в общеобразовательных школах - 4675 чел. В дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 1860 детей. Более половины всех учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений составляют дети коренных малочисленных народов Севера.

Численность педагогических кадров в системе образования округа - 814 человек.

Материальное состояние школьных зданий, зданий дошкольных учреждений неудовлетворительное. Физический износ деревянных зданий (а их в округе 79%) составляет до 80%. Школьная мебель, оборудование, тепловые сети, сантехника, электропроводка изношены. 80% оборудования пищеблоков пришло в негодность, вышло из строя, требует немедленной замены.

Полностью сгорели Усть-Харюзовская средняя (1997 год) и Каменская начальная общеобразовательные школы (2002 год), детско-юношеская спортивная школа в с. Каменское (2002 год). Значительно повреждена средняя общеобразовательная школа с.Слаутное от сильного наводнения в 1997 году. В зданиях аварийного фонда вынуждены функционировать Лесновская и Карагинская средние общеобразовательные школы.

В приспособленных помещениях расположены дошкольные учреждения сел Лесная и Заречное.

Отсутствуют школьные мастерские в средних общеобразовательных школах сел Средние Пахачи, Хаилино, Корф, что затрудняет осуществление трудового обучения и воспитания.

Культура. На территории Корякского автономного округа функционируют 92 культурно-просветительных учреждения:

дома культуры - 33,

библиотеки -38,

детские школы искусств, музыкальные школы - 16,

музеи - 5.

Большинство учреждений культуры функционируют в приспособленных помещениях, на 70-80 % учреждения культуры требуют капитального ремонта. Сельский Дом культуры с.Слаутное требует капитального ремонта после наводнения в 1997 году.

За последнее 10-летие практически не финансировался капитальный и текущий ремонт помещений. Новое строительство тем более не осуществлялось.

Водоснабжение и канализация. Обеспечение водой сельских населенных пунктов округа осуществляется 16-ю водопроводами протяженностью 134,5 км и 194 водоразборными колонками. В последние годы наблюдались частые отказы действующих водозаборов по причине предельной изношенности как глубинных насосов, так и вспомогательного оборудования, что существенно влияло на нормальное обеспечение населения питьевой водой. Необходимо отметить, что действующие водоводы и водопроводная сеть вводились в эксплуатацию большей частью в 60-х и 70-х годах. Отсутствие основных материалов и финансовых средств делает невозможным проведение работ по замене изношенных водоводов и сетей.

В ряде населенных пунктов округа (Оклан, Парень, Аянка, Апука, Седанка и Корф) до настоящего времени используется привозная питьевая вода, не соответствующая ГОСТу "Питьевая вода".

Очистных сооружений в селах округа действует 8 единиц. Общая протяженность канализационных сетей - 54 км. Более половины сетей нуждаются в полной или частичной замене. Увеличилось количество аварий, связанных с отказом функционирования инженерных сетей и очистных сооружений. Нормативная пропускная способность очистных сооружений крайне низка и по причине износа оборудования снижена на 25 %.

Энергообеспечение. Энергообеспечение сел округа, в основном, осуществляют 5 дизельных электростанций ОАО "Камчатскэнерго" и 19 электростанций коммунального хозяйства. Протяженность линий электропередач составляет 280 км.

Предельная изношенность линий электропередач, трансформаторных подстанций неоднократно создавали аварийные ситуации. Большая часть дизельгенераторов введена в эксплуатацию в период с 1976 по 1978 годы, в результате чего, около 50 % дизельгенераторов по своему техническому состоянию не соответствуют требованиям. Периодически возникающие аварийные ситуации, связанные с технической эксплуатацией дизельгенераторов, требуют значительных трудозатрат и приводят к сверхнормативным простоям на ремонт и, как следствие, - полному отключению электроэнергии в населенных пунктах. Установленная мощность отдельных дизельгенераторов не соответствует фактическим нагрузкам, что создает значительные трудности в жизнеобеспечении населенных пунктов.

Теплоснабжение. Теплоснабжение населенных пунктов округа обеспечивается 70 котельными, находящимися на балансе коммунальных хозяйств, и 171 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении).

Серьезной проблемой для округа является выход из строя котельных установок и вспомогательного оборудования. Предельный износ топочных камер, котлов, насосов и другого оборудования значительно снижает степень безопасности работы котельных.

Жилой фонд округа на 01.09.2002 составляет 561,03 тыс.м2. Жилой фонд в основном сформирован из построек 50-60-х годов. Большую часть жилого фонда составляют одно-, двух-, трехэтажные постройки. И только в 80-х годах началось строительство четырех-, пятиэтажных жилых домов в бетонном исполнении. Степень износа жилого фонда на 01.09.2002 составляет 60-65 %. Ветхий и аварийный фонд составляет 78 тыс.м2 (770 домов), в том числе: ветхого жилья - 71,4 тыс.м2 (665 домов), аварийного - 6,6 тыс.м2 (105 домов), в котором проживает 1947 человек.

За период с 1989 по 2001 годы ввод в действие жилых домов в сельской местности за счет всех источников финансирования выглядит следующим образом:

1989 год - 22444 м2

1990 год - 24716 м2

1991 год - 9575 м2

1992 год - 8254 м2

1993 год - 9450 м2

1994 год - 2978 м2

1995 год - 5072 м 2

1996 год - 915 м 2

1997 год - 799 м 2

1999 год - 739 м 2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»