Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ ХАКАСИЯ (2004-2010 ГОДЫ)"

1.1. Состояние информатизации в Республике Хакасия


Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

В условиях современного развития общества, либерализации принципов управления, усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится стратегическим ресурсом, наряду с традиционными - материальными и энергетическими.

Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного коммерческого развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Индустрия средств связи и передачи информации, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный многомиллионный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую информационную среду.

Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг в ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости. Для Республики Хакасия в силу географического положения, уровня социально-экономического развития, наличия развитого научно-образовательного комплекса, а также ряда других факторов, информатизация может стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития.

Информатизация - важный фактор устойчивого и стабильного развития региона, так как создает условия и технологию для объективного социально-экономического и демографического мониторинга качества жизни населения, выработки реальной политики социальной защиты населения и экономического развития региона на основе системы принятия управленческих решений.

Информатизация не является самоцелью, она обеспечивает эффективную информационную поддержку органам государственной власти для реализации целей развития Республики Хакасия.

Одним из важнейших направлений информатизации является создание системы информационной поддержки муниципальных образований. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требует создания комплексной модели системы управления регионом, всеобъемлющей информационной среды для эффективного проведения анализа и принятия решения в сфере управления.

На территории Республики Хакасия проекты, которые направлены на создание и развитие единого информационного пространства, на сегодняшний день отсутствуют. Это затрудняет создание механизмов согласования интересов в инвестиционной, организационно-технической и технологической политике участников развития области информатизации в республике. Именно поэтому разработка программы развития Республики Хакасия в сфере информатизации "Электронная Хакасия (2004-2010 годы)" (далее - Программа), нацеленной на создание единого информационного пространства на её территории, рассматривается в качестве ключевой позиции при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информатизации и интегрированной информационной среды Республики Хакасия. Программа должна стать механизмом консолидации различных источников финансирования, имеющихся для развития данной отрасли в регионе.

Характеристика существующего состояния процесса информатизации:

состояние государственных и региональных информационных ресурсов характеризуется тенденцией к дезинтеграции;

не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам;

существующие базы данных функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых стандартов и классификаторов;

организационно-технологические трудности препятствуют развитию системы передачи данных. Перевод информационных ресурсов на электронные носители требует принципиально нового подхода как к документированию информации, так и к обеспечению её безопасности;

развернутые в настоящее время в регионе локальные вычислительные сети не реализуют ряд специфических требований в части обмена информацией, в том числе по защите конфиденциальной информации от несанкционированного доступа при совместном взаимодействии систем;

внедрение средств и систем защиты в существующие сети из-за использования большого числа разнотипных программно-аппаратных средств представляет собой весьма сложную и дорогостоящую программно-техническую задачу;

координация деятельности по информатизации в масштабе Республики Хакасия затруднена, так как нет единого органа, координирующего и сохраняющего целевую направленность действий в области информации и информатизации;

текущее состояние информатизации таково, что в основном решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединения их в локальные информационно-вычислительные сети. С увеличением числа компьютеров растет потребность в едином информационном пространстве и в скоординированной политике в сфере организации информационного взаимодействия;

отсутствуют организационные принципы и структура регулирования информационного взаимодействия между субъектов информационного пространства;

отсутствуют системы учета и регистрации баз данных, архивов и т.д.;

нет полного представления о состоянии информатизации муниципальных образований Республики Хакасия;

не пропагандируется формирование у населения информационных потребностей и навыков работы в современной информационной среде;

требуется развитие законодательной базы, регламентирующей деятельность в сфере информатизации и телекоммуникаций на территории Республики Хакасия;

при создании и сопровождении информационных ресурсов преобладает ведомственный подход, когда каждый орган управления для решения своих функциональных задач самостоятельно осуществляет создание и ведение собственных баз данных, в которых содержится информация, ведущаяся и в других органах управления. Такой подход является крайне нерациональным, поскольку информация неоднократно дублируется, что приводит к избыточным затратам на её накопление, а также к искажению информации об одном и том же объекте или субъекте учёта ввиду многократного ввода различными операторами. Информационные потребности остаются неудовлетворенными, так как необходимые сведения об объектах и субъектах учёта находятся в различных организациях, а их интеграция невозможна из-за несовместимости информации, а также ведомственных барьеров;

при наличии в организациях Республики Хакасия первичной информации практически обо всех объектах и субъектах, требующих учета и анализа, она передается в. вышестоящие организации, но никак не участвует в анализе социально-экономического состояния республики. Такая информация должна быть востребована для принятия управленческих решений по дальнейшему развитию республики, что позволит моделировать проблемные ситуации в целях нахождения оптимальных вариантов их решения;

слабо действует система двусторонних договоров об информационном обмене между органами государственной власти.