ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 09 декабря 2002 года N 120-ЗО
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Признан утратившим силу Законом Челябинской области от 31.08.2005 N 392-ЗО; НГР: ru74000200500212
Настоящий Закон устанавливает принципы и гарантии территориального общественного самоуправления, формы организации и порядок его осуществления в Челябинской области. Настоящим Законом также определяется правовое положение, порядок создания, деятельности, прекращения полномочий органов территориального общественного самоуправления, не являющихся юридическими лицами.
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, а также порядок формирования и использования их имущества определяются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) - деятельность граждан, основанная на их самоорганизации по месту жительства на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов улиц, дворов и других территориях), в целях самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые органы ТОС.
1. Правовую основу ТОС составляют федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Челябинской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
2. Защита права граждан на осуществление ТОС обеспечивается судом в порядке, установленном федеральными законами.
1. Граждане осуществляют ТОС непосредственно через собрания (сходы), конференции, опросы, иные формы непосредственного волеизъявления, а также через органы ТОС.
2. Граждане, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, могут принимать участие в организации и осуществлении ТОС по месту жительства, избирать и быть избранными в органы ТОС, получать полную и достоверную информацию о деятельности ТОС.
Факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории определяется в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Органы государственной власти Челябинской области и органы местного самоуправления не вправе ограничивать право граждан на осуществление ТОС.
ТОС осуществляется на принципах:
законности;
защиты законных прав и интересов граждан;
многообразия форм ТОС и свободы их выбора населением;
выборности, подотчетности и подконтрольности органов ТОС населению;
широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
сочетания интересов населения соответствующей территории с интересами Российской Федерации, Челябинской области и муниципального образования;
свободного волеизъявления граждан;
гласности и учета общественного мнения;
самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений.
1. ТОС осуществляется в следующих организационных формах:
общие собрания (сходы) граждан, конференции граждан, опросы граждан;
органы ТОС;
иные формы, предусмотренные уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Органы ТОС с целью наиболее эффективной реализации своих полномочий могут объединяться в ассоциации.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются и изменяются главой муниципального образования с учетом предложений граждан, принятых на общих собраниях (сходах) граждан, конференциях граждан, с учетом исторических, культурных, социально - экономических и иных признаков целостности конкретной территории в границах деятельности жилищно - коммунальных служб, в пределах жилой зоны и утверждаются представительным органом местного самоуправления.
1. ТОС является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления и входит в систему местного самоуправления. ТОС обеспечивает развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально - экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
2. В целях создания необходимых условий для становления и развития ТОС органы местного самоуправления:
1) принимают нормативные правовые акты по вопросам ТОС, в том числе положения о ТОС, оказывают помощь в разработке положений об органах ТОС, уставов органов ТОС;
2) вправе привлекать органы ТОС к участию в решении вопросов местного значения на договорной основе;
3) определяют перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;
4) предоставляют помещения для осуществления ТОС;
5) оказывают организационную, методическую помощь в осуществлении ТОС, координируют деятельность органов ТОС;
6) содействуют выполнению решений, принятых общим собранием (сходом) граждан, конференций граждан;
7) учитывают в своих решениях мнение населения, выявленное методом опроса;
8) обеспечивают финансирование создания органов ТОС;
9) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Органы ТОС в соответствии с уставом муниципального образования обладают правом правотворческой инициативы в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы населения соответствующей территории.
4. Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
1. Общие собрания (сходы) граждан созываются органами местного самоуправления, органами ТОС или инициативными группами граждан по мере необходимости.
2. В работе общих собраний (сходов) граждан принимают участие граждане, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, место жительства которых расположено в границах соответствующей территории муниципального образования.
В работе общих собраний (сходов) граждан с правом совещательного голоса вправе участвовать граждане в возрасте от 16 до 18 лет, место жительства которых расположено в границах соответствующей территории, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области, депутаты представительного органа местного самоуправления, представители органов местного самоуправления, представители общественных объединений, выражающие интересы граждан, место жительства которых расположено в границах территории, где проводится общее собрание (сход) граждан.
Общие собрания (сходы) граждан являются открытыми.
3. Правомочность общих собраний (сходов) граждан при осуществлении ТОС определяется уставом муниципального образования.
Порядок подготовки и проведения общих собраний (сходов) граждан, принятия, изменения и реализации решений устанавливается законом Челябинской области и нормативными правовым актами органов местного самоуправления.
4. К компетенции общих собраний (сходов) граждан при осуществлении ТОС относятся:
1) принятие положений об органах ТОС, уставов органов ТОС;
2) учреждение органов ТОС, формирование их руководящих и контрольно - ревизионных органов;
3) утверждение программ деятельности органов ТОС;
4) заслушивание отчетов органов ТОС и оценка их деятельности;
5) досрочное прекращение полномочий органов ТОС;
6) решение других вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
5. Решения общих собраний (сходов) граждан вступают в силу со дня их представления в уполномоченный орган местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1. Конференция граждан - это собрание представителей населения соответствующей территории (поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий).
Конференции граждан проводятся в случаях, когда не представляется возможным провести общее собрание (сход) граждан по причинам значительной удаленности друг от друга населенных пунктов, расположенных на соответствующей территории, или большого числа жителей, проживающих на соответствующей территории.
2. Конференции созываются органами местного самоуправления, органами ТОС или инициативными группами граждан по мере необходимости.
3. В работе конференции принимают участие представители населения соответствующей территории, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, место жительства которых расположено на данной территории.
Нормы представительства, порядок подготовки и проведения конференции устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Конференции граждан правомочны при участии в них не менее половины от числа представителей.
5. Конференции граждан и общие собрания (сходы) граждан имеют одинаковую компетенцию.
6. Решения конференций граждан принимаются большинством голосов от числа присутствующих представителей и подписываются председательствующим и секретарем конференции.
7. Решения конференций граждан оформляются протоколом. Протокол конференции должен содержать:
дату и место проведения;
общее число граждан, принявших участие в работе конференции;
общее число граждан, имеющих право принимать решения (количество представителей);
принятые решения.
8. Решения конференций граждан вступают в силу со дня их представления в уполномоченный орган местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1. Опрос граждан проводится по инициативе органов местного самоуправления, органов ТОС или граждан для выявления мнения населения соответствующей территории по вопросам, затрагивающим его интересы.
2. Опрос граждан проводится инициаторами самостоятельно.
3. В опросе имеют право участвовать граждане, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, место жительства которых расположено в границах территории, где проводится опрос.
В опросе граждан, проводимом для выявления мнения по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи, вправе участвовать граждане, достигшие 16-летнего возраста, место жительства которых расположено в границах соответствующей территории.
4. Мнение гражданина, участвующего в опросе граждан, отражается в опросном листе. Опросный лист должен содержать;
вопрос;
варианты ответа;