ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 1 ноября 2001 года N 25-66
г. Горно-Алтайск
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Алтай "О недрах и недропользовании"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 июля 2012 года на основании
Закона Республики Алтай от 10 июля 2012 года N 45-РЗ
____________________________________________________________________
Внести изменения и дополнения в Закон Республики Алтай от 2 марта 1993 года N 4-6 "О недрах и недропользовании" (Ведомости Верховного Совета Республики Алтай, 1993, N 3), изложив его в следующей редакции:
"ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Настоящий Закон направлен на реализацию политики комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, защиты интересов Республики Алтай, а также прав пользователей недр.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Законодательство Республики Алтай о недрах и недропользовании основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах" и иных федеральных законах, нормативных правовых актах Республики Алтай.
Закон Республики Алтай "О недрах и недропользовании" действует на всей территории Республики Алтай.
Законы и иные нормативные правовые акты Республики Алтай по вопросам недропользования не могут противоречить Закону Российской Федерации "О недрах".
В случаях противоречия законов и иных нормативных актов Республики Алтай положениям федеральных законов, регулирующих отношение недропользования, действует Закон Российской Федерации "О недрах" и иные федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие пр пользовании недрами, регулируются соответствующими законодательными актами Российской Федерации и Республики Алтай.
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными, республиканскими законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законов Российской Федерации "О недрах".
Недра в границах территории Республики Алтай, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Алтай.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Республики Алтай, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
На территории Республики Алтай отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Алтай.
Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр содержатся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе - в коммерческих целях.
Должностные лица федерального и территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.
Российская Федерация и ее уполномоченные органы в сфере регулирования отношений недропользования осуществляет свои полномочия по вопросам недропользования на территории Республики Алтай в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О недрах" и иными федеральными нормативными правовыми актами.
Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию недропользования субъекту Российской Федерации - Республике Алтай.
К совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и Республики Алтай в сфере регулирования отношений недропользования относится:
1) владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр;
2) разработка и реализация федеральных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
3) определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, установление предельных уровней платежей по группам полезных ископаемых.
В компетенцию Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в сфере регулирования отношений недропользования входит:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Республики Алтай в области недропользования в пределах своих полномочий;
2) распоряжение совместно с органами государственной власти Российской Федерации государственным фондом недр на территории Республики Алтай и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения;
3) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, проживающих в Республике Алтай;
4) рассмотрение и утверждение финансирования из бюджета Республики Алтай территориальной программы развития минерально-сырьевой базы;
5) установление порядка получения права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющих местное значение, а также участками недр местного значения, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет республики;
7) регламентирование использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в бюджет республики;
8) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.
В компетенцию Правительства Республики Алтай входит:
1) установление по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;
2) определение совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, порядка и условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр;
3) предоставление совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или территориальным органом по результатам конкурса или аукциона лицензий на право пользования участками недр для цели разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории республики.
4) предоставление совместно с территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр в пользование участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых а порядке, установленном Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай;
5) согласование решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа о предоставлении участков недр для геологического изучения;
6) согласование решения Правительства Российской Федерации о предоставлении участков недр для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
7) утверждение и реализация в пределах своих полномочий территориальных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Республики Алтай;
8) определение порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в бюджете Республики Алтай;
9) осуществление представления о направлении в бюджет Республики Алтай части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в том числе всех отчислений, производимых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, для целевого финансирования работ по производству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр;
10) участие в пределах своих полномочий в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
11) представление совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом отсрочек или освобождения от платежей за пользование недрами, а также скидки за истощение недр пользователем недр, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии, выданной с участием Правительства Республики Алтай;
12) определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;
13) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и свойствах, определяющих их ценность или опасность;
14) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
15) регулирование других вопросов в области недропользования в пределах своих полномочий.
Реализацию региональной политики недропользования в Республике Алтай осуществляет Правительство Республики Алтай и территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр под контролем Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.
В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых местного значения, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения установленного законом Республики Алтай порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых в границах предоставленных юридическим лицам и гражданам земельных участков;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.