Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2003-2007 ГОДЫ

9. Политика в области "новой экономики"


Главная цель политики в области науки и инноваций в среднесрочной перспективе - создание полноценного базиса республиканской инновационной системы как совокупности организаций и фирм частного и государственного секторов, которые самостоятельно и во взаимодействии друг с другом осуществляют все стадии инновационной деятельности. Инновационная система должна включать как инфраструктуру производства знаний - научные и образовательные организации, так и инфраструктуру коммерциализации этих знаний - инновационные центры, фонды венчурного финансирования и т.п., обеспечивающие материализацию знаний и человеческого капитала в конкретные экономические результаты.

Для достижения этой цели в среднесрочный период должны решаться следующие основные задачи:

использование инновационной модели в качестве приоритетной модели социально-экономического развития: ориентирование инновационной деятельности на социально-экономические приоритеты, на эффективное изменение структуры производственного потенциала;

рост объемов производства наукоемкой продукции, насыщение рынка современными конкурентоспособными товарами;

повышение научно-технического потенциала предприятий, перепрофилирование их производственных мощностей на выпуск высокотехнологичной, патентоспособной продукции, создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

максимальное использование рыночных механизмов для оживления инновационной и предпринимательской деятельности;

разработка и реализация комплекса мер, предусматривающих финансирование наиболее перспективных прикладных научных разработок и воплощение их в конкретных продуктах; разработка и внедрение современных промышленных технологий, особо важных для обеспечения производства конкурентоспособной продукции;

привлечение средств малых предприятий, предпринимателей, банков и иностранных инвесторов к разработке и реализации инновационных проектов, направленных на расширение производства конкурентоспособной продукции;

обеспечение благоприятной среды для расширенного воспроизводства новых знаний: поддержка передовых научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала (подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в производство) и приборной базы на основе долгосрочных грантов; открытие на базе специальности "Менеджмент организации" специализации "Инновационный менеджмент"; организация переподготовки и повышения квалификации специалистов научно-исследовательских, конструкторско-технологических служб предприятий республики по программам: "Инновационный менеджмент", "Управление качеством", "Технологический менеджмент", "Инвестиционный менеджмент", "Маркетинг", "Управление персоналом"; организация обучения и переобучения квалифицированных рабочих кадров на предприятиях, внедряющих новые виды оборудования и технологические процессы;

построение целостной инфраструктуры инновационной системы и ее информационной составляющей путем содействия созданию и укреплению корпоративных вертикально и горизонтально интегрированных структур (кластеров) в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе их научных и образовательных организаций, центров инжиниринга, консалтинга, субконтрактинга;

поддержка центров передовых исследований, создаваемых путем объединения наиболее продуктивных научных групп из разных организаций, малых внедренческих фирм, и других организаций - участников инновационных процессов;

реализация комплекса мер по стимулированию венчурных инвестиций, разработка и запуск механизма по привлечению частного капитала к созданию цепочек от инноваций до серийного производства коммерчески привлекательной продукции;

формирование системы оказания государственной поддержки предприятиям в получении международных патентов, сертификатов качества;

содействие развитию рынка интеллектуальных услуг путем предоставления на конкурсной основе различных форм государственной поддержки предприятиям - покупателям интеллектуальных услуг; привлечение консалтинговых фирм для ознакомления предприятий с новыми методиками проектного финансирования, реструктуризации и реформирования с программными продуктами, облегчающими ведение на предприятии управленческого учета и бизнес-планирования, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета.

В среднесрочной перспективе усилия республики в сфере поддержки науки и стимулирования инновационной деятельности позволят:

осуществить переход экономики республики на инновационный тип развития, повысить инновационную активность частного бизнеса, предприятий и конкурентоспособность производимой ими продукции; увеличить объем продаваемой ими наукоемкой продукции и услуг на отечественном и зарубежном рынках;

оптимизировать масштабы и структуру научно-технической сферы, значительно повысить ее эффективность и направленность на достижение конкретных результатов;

достроить республиканскую инновационную систему в ряде приоритетных отраслей до "полного цикла" путем создания и развития институтов коммерциализации знаний;

сформировать эффективный механизм регулирования инновационных процессов;

увеличить объем рынка интеллектуальных услуг в республике.

В настоящее время развитие экономики, науки, культуры, социальной сферы, совершенствование государственного управления находится в непосредственной зависимости от общего уровня развития информационных технологий, качества соответствующих информационных ресурсов, их достоверности и полноты, оперативности и формы представления потребителю. Информационное состояние общества становится одним из важнейших факторов экономического и социального развития нашей республики.

Процесс информатизации общества в Республике Мордовия в последнее время постепенно выходит из разряда отдельных технических решений для отдельно взятого министерства, ведомства, предприятия, организации в разряд системных решений, жизненно необходимых для экономики республики. При осуществлении государственной политики в создании интегрированной системы информационного обеспечения всех ветвей государственной власти и граждан Республики Мордовия деятельность специалистов в области информационных технологий должна быть направлена на системный подход к реализации следующих приоритетных направлений информатизации:

создание комплекса нормативных правовых актов, регулирующих отношения источников и потребителей информации на законной основе;

создание республиканской телекоммуникационной сети, позволяющей осуществлять эффективное информационное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, научных, учебных заведений, библиотек республики;

формирование информационных ресурсов в Интернет-сети Администрации Главы республики, в том числе общедоступных нормативно-правовых, социально-экономических, СМИ, библиотек, архивов;

развитие геоинформационных технологий, создание региональных многоцелевых кадастров, создание электронных карт и на их основе организация послойного доступа к системе взаимоувязанных автоматизированных предметно-ориентированных кадастров (земельного, водного, лесного и других природных и материальных ресурсов), а также к интегрированному банку данных, отражающему ситуацию во всех сферах хозяйственной деятельности республики;

обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам;

ведение единой системы электронного делопроизводства и документооборота в органах государственной власти и органах местного самоуправления;