Современное состояние социально-экономического развития районов и городов Республики Мордовия определяется прежде всего стабилизацией финансовой ситуации и положительной динамикой экономического роста.
Вместе с тем социально-экономическому развитию отдельных муниципальных образований присуща своя специфика, которая определяется как объективными (географическое положение, отраслевая структура, место района и города в общественном разделении труда), так и субъективными (уровень компетентности и профессионализма руководителя муниципального образования, района, его видение социально-экономических проблем, отношение к людям и др.) факторами.
С началом рыночных реформ наблюдалась тенденция усиления дифференциации социально-экономического развития отдельных территориальных образований республики, что явилось результатом их неодинаковой адаптации к новым рыночным условиям, ослаблением регулирующей роли государства, притоком капитала и инвестиций в наиболее привлекательные секторы экономики и территории с наиболее развитой инфраструктурой и благоприятными условиями для осуществления предпринимательской деятельности.
Территориальные диспропорции в развитии районов и городов являются существенным фактором, сдерживающим проведение эффективной социально-экономической политики в республике. Уменьшение дифференциации создаст благоприятные условия для расширения республиканского потребительского рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления собственной экономической и финансовой базы территорий и стимулов саморазвития.
Для Мордовии в ближайшей перспективе стратегически важным является дальнейшее проведение сильной государственной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития районов и городов.
Первоочередной задачей является улучшение качества жизни сельского населения. Это касается прежде всего постепенного сближения жизненных стандартов в сельской и городской местностях. Параметры, по которым требуется такое сближение, следующие: квалифицированные рабочие места, газ, водоснабжение, связь и информация, образование, культура, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение, жилье и др.
Преодолению территориальных диспропорций будет служить дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений в республике, в основу которых положены следующие принципы:
передача регулирующих доходов в местные бюджеты (районов, городов, сел, поселков) и закрепление их на долговременной основе;
четкое разграничение расходных полномочий между республиканским и местными бюджетами;
переход на нормативный метод определения расходов на основе норм затрат, определяемых в соответствии с действующим законодательством и утвержденных постановлением Правительства республики;
начисление и выплата дотаций из вышестоящего бюджета в зависимости от выполнения установленных показателей социально-экономического развития.
Государственная политика и впредь будет направлена на увеличение бюджетной самодостаточности, прежде всего бюджетов сельских и поселковых администраций, служащих основой местного самоуправления.
Будут выработаны такие механизмы экономического стимулирования, которые позволят республике регулировать равномерность развития муниципальных образований, не снижая финансовой заинтересованности районов-доноров и повышая эффективность функционирования районов-реципиентов.
В целях комплексного развития муниципальных образований территориальная стратегия развития каждого района, города должна включать в себя три составляющие:
развитие производственной сферы;
развитие человеческого капитала;
развитие инфраструктуры.
Стратегическими задачами развития производственной сферы являются:
модернизация и техническое перевооружение отраслей экономики муниципальных образований и районов. Необходимость ее решения обусловлена высокой степенью износа основных производственных фондов во всех районах республики. Минимальное значение их износа в целом по районам республики составляет 30,0%. В таких районах, как Большеигнатовский, Теньгушевский, Темниковский, Ельниковский, Ичалковский, Дубенский, Ардатовский, Инсарский, значение данного показателя выше 40,0 процентов;
наращивание производства товаров и услуг, в том числе обладающих высоким качеством и конкурентоспособностью. Индексы физического объема производимой продукции по городам и районам республики за период с 1998 по 2002 год свидетельствуют о их неравномерном развитии. В ряде районов (Атюрьевский, Лямбирский, Ромодановский, Темниковский, Теньгушевский) значение данного показателя в 2002 году не достигло уровня предыдущего года. Несмотря на поступление инвестиций в основной капитал, их объем недостаточен для поддержания товаропроизводителей и придания импульса для роста объемов производимой продукции, что особенно характерно для Атюрьевского, Темниковского районов. В районах, где наблюдается рост инвестиционных ресурсов и в то же время снижение индексов объема производства (Ромодановский, Теньгушевский, Лямбирский), необходимо активизировать внимание на их более эффективном использовании. Для производства высококачественной, конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить переход всех районов Республики Мордовия на инновационный тип развития;
сокращение доли убыточных производств в районах республики и наращивание их экономического потенциала за счет инвестирования средств в наиболее высокодоходные, рентабельные отрасли и структуры хозяйствования;
повышение эффективности деятельности предприятий АПК районов республики за счет использования прогрессивных технологий, роста продуктивности, расширения кооперационных связей между предприятиями.
Одной из важных и наиболее сложных задач социально-экономической политики регионов является развитие человеческого капитала. В качестве обобщающего показателя социального прогресса используется индекс развития человеческого потенциала. Он определяется по трем наиболее важным индикаторам уровня жизни, характеризующим развитие человека: продолжительность жизни, достигнутый уровень образования, уровень благосостояния населения.
Недостаточное внимание к человеческому капиталу приводит к его быстрой деградации и уже в ближайшей перспективе его низкий уровень может стать сдерживающим фактором развития экономики. Во многих районах республики сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся ростом естественной убыли населения, сокращением средней продолжительности жизни. Высокие показатели естественной убыли населения имеют Большеберезниковский, Ковылкинский, Кочкуровский, Теньгушевский, Дубенский и Атюрьевский районы. Снижение численности занятого населения наблюдается по всем районам, кроме Зубово-Полянского, Атяшевского и Чамзинского. К тому же среднедушевые доходы граждан во многих районах не достигают границ прожиточного минимума. В связи с этим приоритетными стратегическими задачами в области наращивания человеческого потенциала в районах Республики Мордовия являются:
повышение уровня благосостояния населения прежде всего за счет создания новых рабочих мест и роста денежных доходов;
создание необходимых условий для улучшения демографической ситуации, снижения миграции;
обеспечение доступности образовательных, медицинских, культурных и сервисных услуг.
Наряду с решением экономических и социальных проблем особое внимание следует уделять развитию инфраструктуры.