Основной целью развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики. Поэтому одна из первоочередных мер - это финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов.
С принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ) с целью совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг будут установлены стандарты этих услуг, разработаны механизмы ликвидации перекрестного субсидирования тарифов и реструктуризации задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, определены основные принципы и методы формирования цен на содержание, наем, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги, а также правила их регулирования и утверждения в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. Будет разработан порядок предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг некоторым категориям граждан, проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории республики, а также членам семей ветеранов труда в Республике Мордовия. С целью создания единой централизованной системы поддержки малообеспеченных граждан с участием Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия будет осуществлена адресная социальная поддержка населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных счетов.
В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры необходимо проводить поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Приватизация предприятий обеспечит равные юридические права всем участникам рынка, будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
Следующее основное направление - мобилизация всех возможных финансовых ресурсов для технической модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В целях улучшения технического состояния основных фондов следует реализовать мероприятия, которые в основном ориентированы на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Реализация данных мероприятий предусмотрена программой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Мордовия на 2003 - 2010 годы".
Для реконструкции систем теплоснабжения в 2003 году предусматривается модернизация котельных в селах Булгаково, Скрябино Лямбирского района, что позволит заменить изношенное оборудование и повысить надежность работы всей системы теплоснабжения, в с. Мельцаны Старошайговского района будет осуществлено надежное и бесперебойное теплоснабжение потребителей тепловой энергии. На проведение всех видов работ будет вложено около 3 млн. рублей.
В рамках проекта "Развитие систем водоснабжения и канализации городов и населенных пунктов республики" в 2003 - 2007 годах предусматривается строительство таких объектов, как водоснабжение городов Ковылкина и Краснослободска, что позволит улучшить качество и увеличить объем предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в этих населенных пунктах. С вводом в действие системы канализации в г. Рузаевке будет организован сброс сточных вод неканализованного жилищного фонда, улучшена экологическая ситуация. Объем капитальных вложений на проведение этих видов работ составит более 400 млн. рублей.
В целях решения вопроса по утилизации твердых бытовых отходов продолжится строительство полигонов по их захоронению в г. Рузаевке мощностью 119,7 тыс. м3 в год, в г. Ардатове мощностью 9,86 тыс. м3 в год, рп. Чамзинка мощностью 100 тыс. м3 в год, с. Ичалки мощностью 57,4 тыс. м3 в год, на что будет направлено бюджетных средств около 45 млн. рублей. В 2004 году предусматривается завершение строительства Сурского водозабора для водоснабжения г. Саранска мощностью 60 тыс. м3 в сутки, протяженностью 80 км, что позволит предотвратить истощение запасов артезианской воды, в 2005 году - очистных сооружений в г. Темникове мощностью 800 м3 в сутки для обеспечения экологической безопасности населения.
Реализация намеченных перспективных направлений существенно повысит инвестиционную привлекательность отрасли на основе рыночных механизмов ее функционирования, обеспечит финансовую стабилизацию, сократит сверхнормативный износ жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.