В среднесрочной перспективе решающим фактором экономического и социального прогресса общества является формирование гармонично развитой, социально-активной, творческой личности, достижение эффективности и высокого качества образования и воспитания, формирование и развитие механизмов государственной, муниципальной и общественной поддержки образования.
Основными приоритетами в области образования будут:
обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности республики;
структурная перестройка системы образования, направленная на совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий обучения;
развитие многообразия типов образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;
усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда;
сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых;
усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственных ценностей.
Для обеспечения повышения качества образования необходимо изменить не только его содержание и структуру, но и систему финансирования образования, повысить эффективность использования ресурсов, увязать ее с прогнозированием перспективных потребностей рынка труда и социально-экономическими приоритетами.
Исходя из приоритетов общества в области образования, действия Правительства Республики Мордовия будут направлены на:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от материального благополучия семей;
повышение качества знаний сельских школьников и их конкурентоспособности среди выпускников;
расширение внедрения в образовательную систему республики единого государственного экзамена;
широкое использование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного обучения;
активизацию работы по созданию гибких форм дошкольного образования и охвату большего количества детей дошкольными учреждениями, особенно в сельской местности.
Указанные направления развития и совершенствования системы образования предусмотрены и будут достигнуты за счет реализации мероприятий и проектов Республиканской целевой программы развития образования Республики Мордовия на 2002 - 2006 годы и настоящей Программы.
В 2003 - 2007 годах основной акцент в государственной молодежной политике будет сделан на дальнейшую поддержку молодежных инициатив и начинаний, реализацию республиканских целевых программ "Молодежь Мордовии" (2001 - 2005 годы), "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2002 - 2005 годы", республиканской подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", укрепление материально-технической базы учреждений, работающих с молодежью.
Для решения этих задач приоритетными ориентирами в развитии личности становятся:
способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссные решения;
правовая культура: знание основополагающих правовых норм и их умелое использование.
В этих целях необходимо:
способствовать формированию у молодежи активной жизненной позиции посредством внедрения новых форм работы с молодежью и подростками;
создание и развитие инфраструктуры для реализации молодежной политики (домов молодежных организаций, юридических служб для молодежи, оперативных молодежных отрядов и других учреждений, подведомственных органам по делам молодежи региона);
облегчение социализации в рыночной среде через формирование ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков и практики в области экономики, государственного управления и социальных отношений;
обеспечение условий для вертикальной и горизонтальной социальной мобильности в обществе на основе поддержки наиболее талантливых молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, а также развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.