Стратегическими целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:
смягчение негативных последствий бедности и снижение социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества, повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим домохозяйствам;
существенная активизация поддержки нетрудоспособных граждан, ветеранов и иных социально уязвимых слоев населения как необходимого условия социальной поддержки проводимых социально-экономических преобразований;
взаимодействие со структурами гражданского общества в финансировании и предоставлении социальных услуг, контроле их качества, обеспечении адресной поддержки социально уязвимых граждан.
В рамках реализации Республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2001 - 2005 годы" осуществляются снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов, смягчение тяжести ограничений и наиболее полная интеграция инвалидов в обществе.
На создание условий для полноценной жизни детей-сирот, детей, подвергшихся воздействию радиации, воспитанников домов-интернатов, детей-инвалидов, одаренных детей, детей семей беженцев, несовершеннолетних из семей "группы риска" направлена Республиканская комплексная целевая программа "Дети Мордовии" на 2003 - 2006 годы.
Меры по улучшению положения граждан старшего поколения, повышению уровня и качества жизни пожилых людей заложены в Республиканской целевой программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы.
Решение социальных проблем предстоит обеспечить в условиях относительного снижения фискальной нагрузки на экономику. Соответственно социально значимые цели должны достигаться при оптимальном использовании бюджетных средств и других ресурсов государства.
Необходимо вводить в тех областях социальной политики, где это возможно, "бюджетирование по результатам", нормативное подушевое финансирование по принципу "деньги следуют за потребителем".
В части изменения системы финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг предполагается дальнейшее развитие программно-целевых и конкурсных механизмов с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и более широкое распространение практики государственного социального заказа позволят сократить число экономически и социально неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг, в том числе в рамках программ адресной социальной помощи. Необходимо усилить работу по прогнозированию потребности в социальных услугах.