РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 24 декабря 2003 года N 105-ОЗ
Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения
Рязанской области на 2003-2005 годы"
Принят
Рязанской областной Думой
17 декабря 2003 года
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения Рязанской области на 2003-2005 годы" согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2. При формировании бюджета области на очередной финансовый год предусматривать финансовые средства для реализации областной целевой программы "Содействие занятости населения на 2003-2005 годы".
Статья 3. Рекомендовать главам муниципальных образований внести необходимые изменения в программы содействия занятости населения муниципальных образований.
Статья 4. Рекомендовать главам муниципальных образований предусматривать средства для реализации областной целевой программы "Содействие занятости населения Рязанской области на 2003-2005 годы".
Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации области
В.Н. Любимов
24 декабря 2003 года
N 105-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Содействие занятости населения Рязанской области на 2003-2005 годы"
Наименование | Областная целевая программа "Содействие занятости населения Рязанской областина2003-2005 годы" (далее - Программа) |
Наименование решения о разработке Программы | Статья 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Заказчик Программы | Министерство труда и социального развития Российской Федерации; |
Разработчик | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Рязанской области |
Цель Программы | Создание условий для трудоустройства граждан, ищущих работу, в первую очередь, особо нуждающихся в социальной поддержке, обеспечение работодателей необходимой рабочей силой, снижение напряженности на рынке труда, сохранение мотивации к трудовой деятельности лиц, длительное время находящихся без работы |
Срок реализации Программы | 2003 - 2005 годы |
Задачи Программы | Усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости населения на территории области; |
Ответственные | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Рязанской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | Объемы финансирования Программы: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в2003 - 2005 годах позволит: |
2) обеспечить трудоустройство на общественные работы: | |
3) организовать временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет: | |
4. Предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства: | |
5. Провести профориентационную работу: | |
| |
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Содействие занятости населения Рязанской области
на 2003 - 2005 годы"
Цель областной целевой программы "Содействие занятости населения Рязанской области на 2003 - 2005 годы" состоит в определении ключевых проблем регионального рынка труда и комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера по его регулированию, направленного на повышение эффективности проводимой в регионе государственной политики в сфере занятости населения.
Термины и понятия, используемые в Программе
Рынок труда - система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен рабочей силы по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и ее использование.
Политика на рынке труда - совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством в сфере формирования (улучшение профессионально-образовательных характеристик), обмена (совершенствование механизмов высвобождения, перераспределения и трудоустройства), использования рабочей силы (регулирование условий и оплаты труда, рост производительности труда, превентивные меры по предупреждению высвобождения работников).
Предложение рабочей силы - сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу (экономически активное население).
Спрос на рабочую силу - суммарное количество замещенных и вакантных рабочих мест.
Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Экономически активное население - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан как зарегистрированных, так и незарегистрированных в органах службы занятости.
Безработные - лица, которые в соответствии с методологией МОТ не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе немедленно.
Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости - лица трудоспособного возраста, не имеющие работу и заработок, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в установленном законодательством порядке, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Активные программы содействия занятости населения - комплекс мер, увязанный и сбалансированный по срокам, исполнителям, ресурсам, затратам, направленный на повышение конкурентоспособности безработных и незанятых граждан на рынке труда, оказание им помощи в трудоустройстве.
Пассивные программы содействия занятости населения - комплекс мер, увязанный и сбалансированный по срокам, исполнителям, ресурсам, затратам, направленный на социальную (финансовую) поддержку безработных граждан.
Регулируемый рынок труда тесно связан с социально-экономическими процессами, протекающими на общем рынке труда.
По данным областного комитета государственной статистики численность экономически активного населения в 2001 году составляла 601,4 тыс. человек, из них численность занятых в экономике - 534,7 тыс. человек и численность безработных (по МОТ) - 66,7 тыс. человек. Рост численности занятых наблюдался в 18 районах Рязанской области. Более двух третей прироста численности занятых обеспечили такие отрасли экономики как промышленность и торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт. Из крупных отраслей экономики теряло рабочую силу только сельское хозяйство.
По оценке численность экономически активного населения области в 2002 году составила 630,7 тыс. человек, однако рост численности занятых отмечался не во всех отраслях промышленности, численность безработных уменьшилась и составила по МОТ - 51 тыс. человек.
Предложение рабочей силы (экономическая активность населения) зависит от демографических факторов (включая миграцию), цены труда, образования, профессиональной подготовки, ориентации и трудовой мотивации граждан.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Рязанской области, характеризуется продолжающимся снижением численности населения, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры населения. При этом сальдо миграционных процессов не компенсирует естественную убыль.
На 1 января 2002 года постоянное население области насчитывало 1255,0 тыс. человек, из них 863,0 тыс. человек - городское население и 395,3 тыс. человек - сельское население. Из общей численности лица в трудоспособном возрасте составляют 725,1 тыс. человек, но за последние два года их численность возросла на 0,2 %, и до 2005 года эта тенденция сохранится.
По оценке, на 1 января 2003 года постоянное население области насчитывало 1241,7 тыс. человек и уменьшилось за год еще на 13,3 тыс. человек или на 1,1 %.
Прошлые и настоящие тенденции рождаемости и смертности оказывают негативное влияние на трансформацию возрастной структуры населения. Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в населении области ведет к демографическому старению. В 2001 году по области в целом численность лиц старше трудоспособного возраста превышала численность лиц моложе трудоспособного возраста на 115,0 тыс. человек, а в 2002 году, соответственно, уже на 120,9 тыс. человек.
Хотя до 2005 года численность населения в трудоспособном возрасте будет несколько возрастать, общие тенденции демографической ситуации сохранятся. Исходя из этого можно прогнозировать, что серьезных изменений в балансе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по демографическим причинам происходить не будет.
Вместе с тем, ситуация на рынке труда во многом определяется структурой экономики районов области, уровнем развития превалирующих отраслей и в этой связи - весьма дифференцированна.
В 16 районах области из 25 уровень зарегистрированной безработицы выше областного и в некоторых из них заметно превышает 2%, в то время как в других этот показатель не более 0,2-0,5%. В 2002 году (на 01.01.2003 г.) при среднем по Рязанской области уровне зарегистрированной безработицы (по отношению к трудоспособному населению) 0,8 % данный показатель варьировал по районам области от 2,4% (Ермишинский), 2,3% (Кадомский), 2,1% (Сараевский), 1,9 % (Сапожковский), 1,8% (Милославский) до 0,3% (Шиловский, Рязанский и Старожиловский) и 0,2 % (Рыбновский).
Различия зависят от жизнеспособности имеющихся в конкретном районе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, близости района к областному центру и транспортным коммуникациям, а также ряда других причин.
Сохраняются значительные различия по уровню общей и регистрируемой безработицы. Уровень общей безработицы составляет более 8 %, а уровень регистрируемой - 0,9 %. Рязанская область отнесена на 41 позицию среди регионов России по уровню занятости населения и на 38 позицию по уровню безработицы (данные Государственного комитета РФ по статистике).
Наблюдается достаточно низкий уровень образования экономически неактивного населения области (особенно старших возрастов), что требует более тщательного подхода к их адаптации на рынке труда: 28,4 % населения имеют среднее (полное) общее и 19,3 % - основное общее образование. Отсюда возникает дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Работодателям в основном требуются высококвалифицированные кадры, владеющие смежными специальностями, а на рынке труда они в большом дефиците. Поэтому особое внимание следует обратить на необходимость профессионального образования и в, первую очередь, молодежи в возрасте от 20 до 29 лет, доля которой составляет среди экономически неактивного населения около 35 %.
За 2002 год направлено на профессиональное обучение 2236 безработных граждан. Закончили профессиональное обучение 2057 человек. Из закончивших профессиональное обучение молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 63,2%, женщины - 69,6%. Обучение каждого третьего осуществлялось в учебном центре Департамента ФГСЗН по Рязанской области, в учреждениях начального профессионального образования - 10,2%. Каждый четвертый закончил обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Число зарегистрированных безработных на 01.01.03.г. увеличилось на 13% и составило 5,9 тыс. человек. Однако регистрируемая безработица зависит как от общего уровня безработицы и недостаточного спроса на труд, так и от привлекательности услуг службы занятости для населения.
В 2002 году воспользовались услугами органов службы занятости более 133 тыс. человек, из них более 115 тыс. человек получили консультации по вопросам занятости.
Из общей численности обратившихся в службу занятости: 46,5 % приходится на г. Рязань, 10,8 % - на города областного подчинения; 33,3 % - молодежь в возрасте 16-29 лет.
За 2002 год статус безработного по области имели более 15,6 тыс. человек, что на 4,7 % больше, чем в 2001 году. В определенной степени рост этого показателя вызван объективными причинами: нехваткой рабочих мест на фоне профессионально-квалификационного несоответствия рабочей силы потребностям рынка труда, низким уровнем оплаты труда в агропромышленном производстве, сокращением численности на действующих предприятиях при смене собственника имущества. Сказался и тот факт, что предусмотренное Минтрудом России участие субъекта РФ на условиях совместного финансирования программных мероприятий содействия занятости населения не было реализовано из-за дефицита бюджета Рязанской области. Прогнозируемые темпы роста экономики в 2003 г. не будут способствовать значительному росту спроса на рабочую силу. Поэтому в области будет отмечаться постепенный рост численности безработного населения.
Наиболее остро стоит проблема занятости безработных женщин и молодежи. Из общей численности зарегистрированных безработных на 01.01.2003 г. - 76,0 процента составляют женщины, и уровень безработицы среди них составил 1,1%. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 24,9% безработных, состоящих на учете в органах службы занятости. Уровень безработицы за истекший период среди молодежи немного возрос и составил по области на 01.01.2003 года - 0,6 %.
В среднем по области на одну вакансию претендует более чем 2,4 незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу. Наблюдается тенденция роста коэффициента напряженности, который в 2001 году и до середины 2002 года был на уровне 0,5 - 0,9.
Следует отметить, что в основном это вакансии рабочих профессий (72,1%). Среди служащих требуются чаще всего высококвалифицированные кадры, имеющие опыт работы.
Наибольшим спросом пользуются сквозные профессии для промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Всего оборот вакансий составил свыше 32 тысяч.
На 01.01.2003 года численность граждан, находящихся на учете в службе занятости в качестве ищущих работу, составила 8874 чел, в том числе 5905 безработных. Из общей численности граждан, ищущих работу, за 2002 год при содействии органов службы занятости нашли работу (с учетом трудоустройства после завершения профессионального обучения) 10558 человек. Из числа нашедших работу 2459 человек были заняты на условиях временной занятости.
В целом региональный рынок труда характеризуется следующими факторами и тенденциями, иногда противоречивыми:
рост численности населения в трудоспособном возрасте при снижении общей численности населения;
достаточно высокий уровень общей безработицы при низком уровне регистрируемой безработицы;
несоответствие спроса и предложения рабочей силы;
динамика изменения спроса на рабочую силу и новые требования к ее качеству;
повышение уровня заработной платы в отдельных отраслях экономики при низком ее уровне в сельском хозяйстве, лесной и некоторых отраслях пищевой промышленности, приводящее к перераспределению трудовых ресурсов;
ожидаемое сокращение объемов производства в металлургической промышленности и, как следствие, высвобождение работников;
начавшееся реформирование естественных монополий (энергетика, железнодорожный транспорт и др.), что может привести к высвобождению занятого в этих отраслях населения;