Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2003 года N 351

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2004 - 2005 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2018 N 109.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 22.07.2004 N 126, от 26.08.2004 N 147, от 25.08.2005 N 147)


В целях реализации государственной политики по социальной поддержке населения Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальная поддержка населения Республики Алтай на 2004 - 2005 годы" (далее именуется - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Алтай разработать и принять муниципальные программы социальной поддержки населения соответствующих муниципальных образований.

3. Министерству финансов Республики Алтай (Медведева Н.И.) и Министерству экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай (Чекурашев Г.Б.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы включать целевую программу "Социальная поддержка населения Республики Алтай на 2004 - 2005 годы" в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Торбокова В.С.


Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.ЛАПШИН




Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Алтай
от 18 декабря 2003 года N 351

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2004 - 2005 ГОДЫ"

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 22.07.2004 N 126, от 26.08.2004 N 147, от 25.08.2005 N 147)


 Паспорт республиканской целевой программы "Социальная поддержка населения Республики Алтай на 2004 - 2005 годы"

Наименование

Программы         

Республиканская целевая программа "Социальная

поддержка населения Республики Алтай на

2004 - 2005 годы"                            

Государственный

заказчик Программы

Министерство труда и социального развития

Республики Алтай                             

Основные

разработчики

Программы         

Министерство труда и социального развития

Республики Алтай, Министерство культуры и

кино Республики Алтай, Комитет по физической

культуре и спорту Республики Алтай           

Цели Программы    

- снижение уровня инвалидности, усиление

социальной поддержки и улучшение качества

жизни инвалидов и детей-инвалидов;

- повышение эффективности деятельности службы

медико-социальной экспертизы;

- создание условий для многопрофильной

реабилитации;

- усиление государственной поддержки

общественных объединений инвалидов;

- расширение организационных, правовых,

социально-экономических условий для

осуществления мер по улучшению положения

граждан старшего поколения и повышению

степени их социальной защищенности;

- расширение сети учреждений социального

обслуживания граждан старшего поколения;

- улучшение "социального самочувствия"

граждан старшего поколения;

- совершенствование системы государственных

социальных гарантий поддержки благосостояния

семей с детьми;

- развитие новых социальных технологий

поддержки семьи, сети специализированных

учреждений социального обслуживания семьи и

детей, расширение перечня оказываемых услуг;

- научно-методическое и информационное

обеспечение деятельности учреждений

социального обслуживания семьи и детей;

- организация системы подготовки и повышения

квалификации кадров, работающих в системе

учреждений социального обслуживания семьи и

детей;

- реализация мер государственной поддержки

учреждений социального обслуживания семьи и

детей;

- укрепление учреждений и служб,

предоставляющих социальные услуги

несовершеннолетним;

- создание условий для эффективной

реабилитации и всестороннего развития детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации;

- внедрение современных методик и новых

технологий социальной реабилитации           

Сроки реализации

Программы         

2004 - 2005 годы                             

Перечень

подпрограмм       

- "Социальная поддержка инвалидов и

детей-инвалидов";

- "Достойная старость";

- "Развитие социального обслуживания семьи и

детей";

- "Реабилитация несовершеннолетних с

девиантным поведением"

- "Развитие социальных учреждений"

(строка введена Постановлением Правительства

Республики Алтай от 25.08.2005 N 147)        

Основные

мероприятия

Программы         

Совершенствование нормативно-методического

обеспечения, укрепление

материально-технической базы;

- развитие инфраструктуры государственной

службы реабилитации инвалидов, разработка и

внедрение современных реабилитационных

технологий;

- информатизация и кадровое обеспечение

деятельности государственных служб по работе

с инвалидами;

- государственная поддержка общественных

объединений инвалидов;

- мероприятия, направленные на комплексное

решение вопросов усиления социальной

защищенности граждан старшего поколения

(правовая защита, социальное обслуживание,

совершенствование охраны здоровья);

- мероприятия, направленные на изучение,

обобщение и распространение эффективных

форм и методов социальной работы с семьей и

детьми;

- мероприятия, направленные на укрепление

материально-технической базы учреждений,

занимающихся детьми с девиантным поведением  

Основные

исполнители

Программы         

Министерство труда и социального развития

Республики Алтай, Министерство культуры и

кино Республики Алтай, Комитет по физической

культуре и спорту Республики Алтай,

Министерство промышленности, строительства,

жилищно-коммунального хозяйства Республики

Алтай, Государственное учреждение -

Отделение Пенсионного Фонда Российской

Федерации по Республике Алтай

(в ред. Постановления Правительства

Республики Алтай от 22.07.2004 N 126)        

Объемы и

источники

финансирования

Программы         

Республиканский бюджет - 28791 тыс. руб.,

в том числе:

1. Подпрограмма "Социальная поддержка

инвалидов и детей-инвалидов":

всего - 7046 тыс. руб., в том числе:

2004 г. - 710 тыс. руб.,

2005 г. - 6336 тыс. руб.;

2. Подпрограмма "Достойная старость":

всего - 5200 тыс. руб., в том числе:

2004 г. - 2072 тыс. руб.,

2005 г. - 3128 тыс. руб.;

3. Подпрограмма "Реабилитация

несовершеннолетних с девиантным поведением":

всего - 505 тыс. руб., в том числе:

2004 г. - 300 тыс. руб.,

2005 г. - 205 тыс. руб.;

4. Подпрограмма "Развитие социального

обслуживания семьи и детей":

всего - 40 тыс. руб., в том числе:

2004 г. - 15 тыс. руб.,

2005 г. - 25 тыс. руб.;

5. Подпрограмма "Развитие социальных

учреждений":

всего - 16000 тыс. руб., в том числе:

2004 г. - 9900 тыс. руб.,

2005 г. - 6100 тыс. руб.

Внебюджетные источники - 5014 тыс. руб.,

в том числе:

2004 г. - 5014 тыс. руб.

2005 г. - 2454,7 тыс. руб.

(в ред. Постановлений Правительства

Республики Алтай от 26.08.2004 N 147, от
25.08.2005 N 147
)

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы         

- повышение уровня и качества жизни инвалидов

и детей-инвалидов;

- повышение эффективности деятельности

предприятий реабилитационной индустрии;

- обеспечение наиболее полной интеграции

инвалидов и детей-инвалидов в общество, в том

числе путем обеспечения их техническими

средствами реабилитации;

- совершенствование информационного

обеспечения решения проблем инвалидов и

детей-инвалидов;

- повышение эффективности расходования

бюджетных средств на социальную поддержку

инвалидов;

- улучшение положения граждан старшего

поколения с учетом современной

демографической и социально-экономической

ситуации;

- дальнейшее развитие социальной

инфраструктуры, обеспечивающей предоставление

помощи и услуг гражданам старшего поколения;

- укрепление механизма межотраслевого

взаимодействия по разрешению социальных

проблем старшего поколения;

- развитие в Республике Алтай сети учреждений

социальной реабилитации несовершеннолетних,

семьи и детей, укрепление их

материально-технической базы;

- увеличение объема и повышение качества

социальных услуг, предоставляемых

несовершеннолетним, оказавшимся в трудной

жизненной ситуации, и их семьям;

- формирование научно-методической основы

деятельности учреждений, оказываемых

социальные услуги семье и детям;

- усиление роли социального обслуживания в

решении актуальных проблем семьи и детства,

в том числе в укреплении стабильности и

здоровья семьи                               

Система

организации

контроля за

исполнением

Программы         

Контроль за реализацией Программы

осуществляет Министерство труда и социального

развития Республики Алтай                    


 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации целевых программ по улучшению положения населения, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности людей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка инвалидов, людей пожилого возраста, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Республика Алтай относится к территории с высоким уровнем инвалидности. Постоянная тенденция к росту инвалидности связана с неблагоприятной социально-экономической, демографической, экологической обстановкой в республике, недостаточным медицинским обслуживанием населения, а также низким уровнем реабилитационной работы.

Ежегодно в Республике Алтай увеличивается количество людей, имеющих ограничения жизнедеятельности. Если на 01.01.95 в республике на учете в органах социальной защиты населения состояло 6 тысяч инвалидов, то уже на 01.01.03 - более 18 тысяч инвалидов.

Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. Вызывает озабоченность число инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют более 25% от числа первично признанных инвалидами граждан. Восстанавливают трудоспособность только 1,5% от общего числа инвалидов. Особую тревогу вызывает непрерывное увеличение числа детей-инвалидов.

Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, последствиями травм, злокачественными новообразованиями, болезнями костно-мышечной системы, туберкулезом. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в республике дает основание ожидать дальнейшее увеличение числа инвалидов. В данной ситуации большое значение приобретает многопрофильная реабилитация инвалидов и профилактическая работа.

В Республике Алтай отсутствует единая система реабилитационных учреждений для инвалидов, нет достаточного количества реабилитационных учреждений для взрослых и детей, ограничены возможности для реабилитации инвалидов в домашних условиях, не подготовлены кадры, нет системного подхода в организации проведения реабилитации и преемственности различных реабилитационных этапов. Не осуществляются инвестиционные вложения в реабилитацию, слабо используются возможности проведения медицинской реабилитации инвалидов. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Одним из важнейших направлений деятельности в сфере реабилитации инвалидов, обеспечивающих комплексный системный подход к ее осуществлению, непременным условием успешности различных реабилитационных мероприятий и услуг является удовлетворение потребности инвалидов (детей-инвалидов) в реабилитационных технических средствах, иных специальных средствах и приспособлениях, облегчающих их труд и быт. В республике довольно высокий уровень потребности в реабилитационных технических средствах, предназначенных для социально-бытовой адаптации.

Реализация законных прав инвалидов на удовлетворение их потребности в реабилитационных технических средствах, позволяющих, несмотря на имеющийся дефект (заболевание), самостоятельно обслуживать себя в быту, передвигаться к месту учебы, работы, проведения досуга, ставит неотложную задачу перехода на новый качественный уровень сложившейся практики обеспечения этих лиц указанными средствами.

Эффективное решение важнейших проблем инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках подпрограммы настоящей республиканской программы "Социальная поддержка инвалидов и детей-инвалидов на 2004 - 2005 годы" в соответствии с федеральной целевой программой "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы" и подпрограммой "Дети-инвалиды" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы.

Анализируя современную социально-демографическую ситуацию и положение пожилых людей в Республике Алтай, отмечается, что доля лиц пожилого возраста составляет 23,7% от численности постоянно проживающего населения в республике (205 тысяч), в том числе 23 тысяч ветеранов, из них: ветеранов Великой Отечественной войны - 1170, одиноких престарелых граждан - 1691 человек, из числа которых 1500 граждан старшего возраста, нуждаются в постоянной помощи и социальных услугах.

Основными проблемами ветеранов республики, как и всех пожилых граждан России, является неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество.

Как следствие, происходит увеличение числа инвалидов среди лиц преклонного возраста, что в свою очередь порождает такие проблемы, как увеличение лиц, нуждающихся в льготном обеспечении лекарствами, в поселении в стационарные учреждения (очередь в дома-интернаты более 100 человек).

Необходимо взять во внимание тот факт, что спрос населения, особенно граждан пожилого возраста, на социальные услуги устойчив и в будущем будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалиды, долгожители, одинокие и т.д.) приводят к изменению структуры спроса на социальные услуги. Именно поэтому предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, учитывать дифференциацию доходов потребителей различных видов социальных услуг.

Пожилые люди выступают хранителями нравственных ценностей, народных традиций, многонациональной культуры и жизненного опыта, служат примером трудолюбия и самоотверженности. Однако им нужна наша поддержка, которую мы можем и должны им предоставить.

Социальные и экономические проблемы в обществе на данном этапе существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - экологических и техногенных катастроф, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов и др. Продолжается рост сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в Республике Алтай проживает 60,2 тыс. детей, в том числе 15,5 тысяч в многодетных семьях, 10 тысяч в неполных семьях, 1,5 тысячи детей-сирот и в опекаемых семьях.

Как и в предыдущие годы, наблюдается снижение соотношения среднедушевых денежных доходов семей с детьми и величины прожиточного уровня. Половина населения республики имеют доходы, не обеспечивающие допустимого уровня потребления, находятся за чертой бедности. В наибольшей степени снижение жизненного уровня характерно для семей с несовершеннолетними детьми. В число малообеспеченных чаще всего попадают молодые семьи, неполные семьи и семьи, имеющие 2-х и более детей.

Возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье.

Развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств в республике на их оснащение, приобретение автотранспорта.

Таким образом, эффективное решение важнейших социальных проблем населения, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке, инструментом которой и будут являться программные методы.


 2. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы является улучшение социального положения населения Республики Алтай.

Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

Целями подпрограммы "Социальная поддержка инвалидов и детей-инвалидов" являются снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Для достижения основных целей подпрограммы требуется решение следующих задач:

- создание современной научно-методической базы деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии;

- развитие инфраструктуры учреждений реабилитации инвалидов, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения;

- обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов, как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально-экономических условиях;

- создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов;

- совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии;

- усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.

Целями подпрограммы "Достойная старость" являются расширение организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и повышению степени их социальной защищенности; расширение сети учреждений социального обслуживания граждан старшего поколения; улучшение "социального самочувствия" граждан старшего поколения.

Целью подпрограммы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" является развитие комплексной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание необходимых условий для их эффективного функционирования, помощь семьям в реализации их экономических, культурно-психологических и воспитательных функций. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;

- развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение перечня оказываемых услуг;

- научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- организация системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Целями подпрограммы "Реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением" являются социально-психологическая и трудовая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, их социальная адаптация в современном обществе, а также становление и развитие комплексной системы учреждений социальной реабилитации детей и подростков. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;

- внедрение в деятельность современных методик и технологий социальной реабилитации, развитие сети специализированных учреждений, представляющих социальные услуги несовершеннолетним, расширение перечня оказываемых ими услуг;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность организации реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

- совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе учреждений социальной реабилитации детей и подростков.


 3. Сроки реализации Программы


Программа будет выполняться поэтапно в 2004 - 2005 годах.

На первом этапе будет осуществляться разработка государственных стандартов и современных технологий деятельности учреждений для реабилитации инвалидов, развитие инфраструктуры государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, кадровое обеспечение деятельности этих служб, обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов, расширение сети учреждений для лиц пожилого возраста и семьи, укрепление материально-технической базы социальных учреждений.

На втором этапе намечается внедрение новых медико-социальных и организационных технологий в практику работы государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии, усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов, людей старшего поколения и детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»