ЗАКОН
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 07 июля 2003 года N 375-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ \"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ\"
Принят Магаданской областной Думой 25 июня 2003 года
{Фактически недействующий акт}
{Изменен: Законом Магаданской области от 21.02. 2005 N 568-оз}
{Изменен: Законом Магаданской области от 25.10.2005 N 622-ОЗ}
Утвердить областную целевую программу \"Патриотическое воспитание жителей Магаданской области на 2003-2005 годы\" (прилагается).
Финансирование областной целевой программы \"Патриотическое воспитание жителей Магаданской области на 2003-2005 годы\" осуществляется в соответствии с федеральным и областным бюджетным законодательством.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Законом Магаданской области
\"Об областной целевой программе Патриотическое воспитание жителей Магаданской области на 2003 -2005 годы\".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Магаданской области
Н.Н. Дудов
к Закону Магаданской области
\"Об областной целевой программе
\"Патриотическое воспитание жителей
Магаданской области
на 2003-2005 годы\"
от 07 июля 2003 г. N 375-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА \"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ\" ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ \"Патриотическое воспитание жителей Магаданской области на 2003-2005 годы\"
Наименование Программы : | областная целевая программа \"Патриотическое воспитание жителей Магаданской области на 2003-2005 годы\". |
Основание для разработки Программы: | государственная программа \"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы\" (утверждена РФ от 16.02.2001 г.). |
Государственный заказчик Программы: | администрация Магаданской области (далее - администрации области). |
Разработчики Программы: | управления образования, профобразования, культуры, по делам молодежи; отдел по физической культуре, спорту и туризму; комитет экономики администрации Магаданской области; военный комиссариат области. |
Исполнители Программы: | департамент образования, управление по делам молодежи, управление культуры; комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; Пожарно - спасательный центр гражданской обороны защиты населения, территории и пожарной безопасности Магаданской области. областной Совет Российской оборонной спортивно-технической организации (далее ОС РОСТО); органы местного самоуправления области; общественные организации. |
Цель Программы: | создание в Магаданской области эффективной системы патриотического воспитания, способной консолидировать в себе усилия государственных и общественных институтов по формированию социально-активной личности гражданина и патриота. |
Задачи Программы: | - координация деятельности подразделений администрации Магаданской области, органов местного самоуправления по гражданскому и патриотическому воспитанию граждан; - повышение социал ьного статуса патриотического воспитания в области; - проведение обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективной работы по патриотическому воспитанию граждан области; - повышение профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания; - обеспечение взаимодействия общественных объединений и организаций со всеми социальными институтами; - использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания; - повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания граждан; - обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания; - привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания граждан; обновление содержания работы в образовательных учреждениях по военно-патриотической ориентации, повышение уровня подготовки молодежи к военной службе. |
Объем и источники финансирования: | общая сумма затрат на реализацию мероприятий программы - 6543,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2003 г. - 1277,0 тыс. руб. за счет текущего финансирования исполнителей программы; 2004 г. - 3847,5 тыс. руб.; 2005 г. - 1419,0 тыс. руб. Источники финансирования программы: областной бюджет - 6186,5 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований - 375,0 тыс. руб. Объемы финансирования на год уточняются при формировании областного бюджета и могут быть скорректированы с учетом рекомендаций комитета экономики администрации области, пожеланий исполнителей Программы, привлечением дополнительных источников финансирования. |
Сроки реализации Программы: | 2003 - 2005 годы. |
Ожидаемые результаты: | создание в Магаданской области эффективной системы патриотического воспитания, способной консолидировать в себе усилия государственных и общественных институтов по формированию социально-активной личности гражданина и патриота. |
Система организации контроля за исполнением: | Контроль за реализацией программы осуществляется соответствии с Законом Магаданской области об областныхпрлограммах . |
1. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами
\"Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. .Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.\" (Федеральная программа \"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2001-2005 гг.\").
Патриотическое воспитание в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась жизнь страны.
Социально - экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение уровня жизни, ценностную переориентацию.
Кризисные явления в экономике, политике, культуре оказали серьезное негативное влияние на общественное сознание. В результате отказа государства от функции гражданско-патриотического воспитания образовался вакуум, который активно начали заполнять националистические, экстремистские силы. Массовое вовлечение граждан, и прежде всего молодежи, в различные религиозные секты в определенной степени так же связано с отсутствием государственной системы патриотического воспитания. Проблема перерождения патриотизма в национализм стала по-настоящему актуальной и требует неотложных контрмер. Силам, размывающим сознание молодых людей путем пропаганды национальной розни, игры на национальном самолюбии, могут быть противопоставлены только объединенные и систематизированные действия государственных и общественных институтов. В связи с этим проблема патриотического воспитания граждан становится одной из актуальнейших.
Происходящие в обществе процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности своих граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.
Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-этических качеств, таких как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В последнее время патриотизм все больше рассматривается как важнейшее условие в деле интеграции общества, его духовно-нравственного оздоровления.
Для объединения усилий государственных и общественных институтов нужен единый подход к пониманию патриотического воспитания граждан. Система патриотического воспитания в регионе предполагает целенаправленную деятельность администрации области, органов местного самоуправления и областных представительств федеральных органов исполнительной власти. Система патриотического воспитания предусматривает также укрепление социально значимых ценностей и норм, таких как семья, забота о ближнем, труд, ценность человеческой жизни.
Создание такой программы воспитания на территории Магаданской области органично входит в единую государственную систему, направленную на объединение усилий органов государственной власти всех уровней, образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является построение эффективной системы патриотического воспитания, способной обеспечить решение задач по восстановлению утрачиваемых связей поколений и консолидации общества, формированию у молодого поколения северян морально-этических устоев гражданина - патриота своего Отечества, подготовке юношества к службе в рядах Российской Армии, созданию противодействия экстремистским политическим, общественным и религиозным организациям, ведущим свою деятельность на территории области.
Программа условно разделена на два этапа:
I этап (2003 г.) - мероприятия проводятся в рамках цикла \"Год Малой родины\", приуроченного к 50-летию Магаданской области, и центральной задачей ставят воспитание у молодых колымчан чувства гордости за свой край, его самобытность, уважения к истории Малой Родины и людям, ее творившим.
II этап (2004-2005 годы) - мероприятия проводятся в рамках цикла \"Одна на всех Победа\", приуроченного к 60-летию Великой Победы. Приоритетной задачей на данном этапе является стимулирование детей и молодежи к изучению героических страниц Отечественной истории в годы Великой Отечественной войны и вклада северян в Победу. Особый акцент ставится на юбилейные события военной истории 1944-1945 годов.
На обоих этапах предусмотрено тесное сотрудничество организаций, органов власти и общественности через Межведомственный координационный совет (МВКС), организационной основой для которого может служить Молодежный совет.
3. Система программных мероприятий
Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
3.1. Создание нормативно - правовой базы по патриотическому воспитанию граждан Магаданской области
В данном разделе предполагаются: создание межведомственного координационного совета (далее МВКС), формируемого из представителей исполнителей Программы с целью координации общего хода выполнения Программы и решения рабочих вопросов; проведение семинаров и конференций; заключение межведомственных соглашений; анализ процесса выполнения законов и нормативных актов.
В программных мероприятиях предусматриваются подготовка и вынесение на рассмотрение областной Думы проектов областных законодательных актов, внесение изменений и дополнений в ранее принятые нормативные правовые акты, включающие вопросы патриотического воспитания населения области.
В период действия Программы предполагается также принятие постановлений, распоряжений губернатора области в целях укрепления и совершенствования деятельности системы патриотического воспитания с учетом специфики региона.
3.2. Комплекс мер государственных и общественных институтов по совершенствованию процесса патриотического воспитания
Основной раздел Программы включает в себя: проведение акций, мероприятий патриотической направленности (соревнований, конкурсов, фестивалей, эстафет и викторин, учреждение и вручение премий), организацию шефства, поддержку и укрепление материально-технической базы организаций, ведущих работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Основная задача мероприятий данного раздела - повысить статус патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней: от дошкольного до высшего профессионального, обновить его содержание и структуру на основе отечественных традиций и современного опыта.
3.3. Государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации
Данный раздел предусматривает организацию ежегодных конкурсов областных СМИ с целью оценки их деятельности в сфере патриотического воспитания жителей области через программы, публикации, передачи и т.д. Предусмотрена и финансовая поддержка передач, программ и других продуктов СМИ, освещающих тему патриотизма, государственности, отечественной истории.
3.4. Координация деятельности общественных объединений и организаций, ведущих работу по патриотическому воспитанию жителей области
Это направление предусматривает систему мер по государственной поддержке общественных объединений и организаций в области патриотического воспитания, создание условий для повышения эффективности их работы в этой сфере.
Предполагается активное привлечение ветеранских организаций к работе с молодежью, наиболее полное использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций.
3.5. Методическое обеспечение процесса патриотического
воспитания
Значимым направлением Программы является формирование методических основ патриотического воспитания.
Предусматривается разработка учебно-методических пособий, рекомендаций в области патриотического воспитания для педагогического состава учебных заведений.
Данное направление Программы предусматривает незначительное количество мероприятий, однако, они сориентированы на важный момент, способствующий эффективности реализации Программы, - подготовку специалистов, занимающихся вопросами патриотического воспитания с различными возрастными группами населения и в различных учреждениях.
4. Ресурсное обеспечение Программы
грамма реализуется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Предполагаемый объем общих финансовых затрат на реализацию Программы на 2003 - 2005 годы составляет 8848,0 тыс. рублей.
Источники финансирования программы:
областной бюджет - 6543,5 тыс. руб.;
бюджеты муниципальных образований - 375,0руб.;
в том числе финансовых средств из областного бюджета по годам: 2003 год - 1192,0 тыс. рублей (предусмотрены в текущем финансировании исполнителей Программы), 2004 год - 3557,5 тыс. рублей, 2005 год - 1419,0рублей.
5. Организация обеспечения Программы и контроль за ходом ее выполнения
Координацию и общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Магаданской области. С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств и иных факторов МВКС при содействии комитета экономики администрации области ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Межведомственный координационный совет является представительным консультативным органом исполнителей Программы, формируемым из должностных лиц организаций исполнителей Программы, назначенных руководителями данных организаций координаторами Программы на местах. В целях реализации мероприятий ответственные исполнители могут создавать межведомственные рабочие группы, организовывая и контролируя их работу, обеспечивая своевременную подачу отчетов о расходовании средств.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность перед государственным заказчиком Программы за их своевременное выполнение, расходование финансовых средств.
Исполнители мероприятий Программы, ответственные за расходование выделенных средств областного бюджета, представляют в администрацию области обобщенные (в том числе по соисполнителям) отчеты о результатах проведенных в каждом квартале мероприятий: к 15 апреля 2003, 2004, 2005 гг.; к 15 июля 2003, 2004, 2005 гг.; к 15 октября 2003 , 2004, 2005 гг.; к 15 января 2004 и 2005 гг.
Отчет составляется по следующей форме:
(указать отчетный период)
N пункта Программы, название мероприятия | Ход выполнения мероприятия (указать сроки проведения, исполнителей, число вовлеченных жителей области) | Результаты |