Недействующий

О выборах депутатов Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа (с изменениями на 17 февраля 2005 года)

Статья 65. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией по одномандатному избирательному округу


1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии заместитель председателя объявляет о том, что только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования могут получить избирательные бюллетени и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования.

2. После окончания времени голосования перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 16 статьи 61 настоящего Закона, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. При погашении бюллетеня отрезается его нижний левый угол с лицевой стороны бюллетеня, при этом не допускается повреждения квадратов, размещенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, затем оглашают и вносят количество погашенных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, и заносят в строку 6 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.

3. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу отметок в списке избирателей);

число досрочно проголосовавших избирателей (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверке по списку досрочно проголосовавших).

После этого каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, внесшим эти данные, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, его заместителю или секретарю комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель или секретарь комиссии вносит итоговые данные, подтверждает их подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться присутствующие лица, указанные в пункте 16 статьи 6 1 настоящего Закона.

4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии заносит в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму:

в строку 1 число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

в строку 2 число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

5. Затем в строки 3, 4 и 5 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по количеству подписей избирателей в списке избирателей);

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количеству соответствующих отметок в списке избирателей).

6. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи.

7. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательном комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.

8. При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

9. Председатель комиссии проверяет неповрежденность печатей и пломб на всех ящиках для голосования и предлагает членам участковой избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики для голосования должным образом опечатаны избирательной комиссией.

10. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Члены комиссии с правом решающего голоса вскрывают переносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика для голосования, подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Количество бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках для голосования, определяются отдельно по каждому ящику для голосования, а общее количество извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Если количество соответствующих бюллетеней внутри переносного ящика для голосования превышает количество письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюллетени, содержащиеся в этом переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными. В таком случае, к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения участка. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

12. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным "Против всех кандидатов", одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

13. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, позициям "Против всех кандидатов". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 11 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

14. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая избирательные бюллетени, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не проставлена ни в одном из квадратов. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии и заверяется печатью комиссии. Число недействительных бюллетеней заносится в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

15. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.

16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 8 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

17. После этого с рассортированными бюллетеням для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

18. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней.