ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 04 ноября 1994 года N 6-15
ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И ОБЪЕКТАХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
{Изменения:
Закон Республики Алтай от 11.10.2000 N 18-26; НГР: ru02000200000047;
Закон Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-60; НГР: ru02000200100147;
Закон Республики Алтай от 13.03.2003 N 9-35; НГР: ru02000200300039;
Закон Республики Алтай от 24.06.2003 N 12-8; НГР: ru02000200300138;
Закон Республики Алтай от 16.09.2003 N 14-18; НГР: ru02000200300183;
Закон Республики Алтай от 07.06.2005 N 44-РЗ; НГР: ru02000200500112;
Закон Республики Алтай от 18.10.2005 N 89-РЗ; НГР: ru02000200500254;
Закон Республики Алтай от 09.10.2007 N 48-РЗ; НГР: ru02000200700312;
Закон Республики Алтай от 01.10.2008 N 97-РЗ; НГР: ru02000200800349;
Закон Республики Алтай от 10.11.2008 N 114-РЗ; НГР: ru02000200800423;
Закон Республики Алтай от 05.12.2008 N 126-РЗ; НГР: ru02000200800476;
Закон Республики Алтай от 27.04.2009 N 19-РЗ; НГР: ru02000200900139;
Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 39-РЗ; НГР:ru02000200900221}
Настоящий Закон определяет природно-заповедный фонд Республики Алтай и регулирует отношения в области организации, функционирования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов и устанавливает их правовой статус.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 09.10.2007 N 48-РЗ; НГР: ru02000200700312}
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает сведения о правовом статусе этих территорий, их географическом положении, режиме, природопользователях, экологической, научной, экономической, просветительской, исторической и культурной ценностях.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением установленного режима, а также учета роли этих территорий при планировании социально - экономического развития регионов.
Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 05.12.2008 N 126-РЗ; НГР: ru02000200800476}
Все особо охраняемые природные территории, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, другие объекты природы, имеющие важное природоохранное, социально - историческое, культурное значение образуют природно-заповедный фонд Республики Алтай и обеспечиваются особой охраной государства.
Состав и категории природно-заповедного фонда определяются значимостью территорий и объектов природы для настоящего и будущего поколений народов Республики Алтай и зависят от желания людей сохранить имеющиеся природные комплексы в их естественном развитии.
При организации и функционировании системы особо охраняемых природных территорий социально - экологические интересы имеют приоритет перед экономическими.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-60; НГР: ru02000200100147
Закон Республики Алтай от 07.06.2005 N 44-РЗ; НГР: ru02000200500112}
Основные цели создания и задачи особо охраняемых природных территорий:
сохранение природных ландшафтов в условиях естественного развития единого природного комплекса;
изучение природного разнообразия; ограничение хозяйственной деятельности на уровне сложившихся традиционных видов; сохранение естественной среды обитания человека;
вовлечение местного населения в дело охраны природы;
сохранение природных объектов, связанных с историей, культурой, религией народов Республики Алтай, имеющих эстетическое, а также культовое значение для коренного населения республики;
сохранение и восстановление разрушенных экосистем, природных памятников, горных территорий и объектов культового значения;
природоохранное просвещение и образование.
С учетом различий в правовом статусе и режиме охраны определяются следующие категории особо охраняемых природных территорий Республики Алтай:
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 09.10.2007 N 48-РЗ; НГР: ru02000200700312}
Для обеспечения режима особой охраны вокруг особо охраняемых природных территорий могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных программ, схем и проектов землеустройства, лесоустройства, охотоустройства, районной и городской планировки.
На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы Правительство Республики Алтай принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 01.10.2008 N 97РЗ; НГР: ru02000200800349}
Особо охраняемые природные территории республиканского значения определяются Правительством Республики Алтай, являются собственностью Республики Алтай и находятся в ведении органов государственной власти Республики Алтай.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок определения особо охраняемых природных территорий местного значения определяется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 27.04.2009 N 19-РЗ; НГР: ru02000200900139}
Государственное и муниципальное имущество, в том числе здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за особо охраняемыми природными территориями республиканского и местного значения, являющимися соответственно государственными и муниципальными учреждениями, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
С органами управления особо охраняемых природных территорий согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на этих особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах, а также проекты развития прилегающих к ним населенных пунктов.
Правительство Республики Алтай может устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий Республики Алтай, не определенные настоящей статьей.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 09.10.2007 N 48-РЗ; НГР: ru02000200700312}
Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального либо республиканского значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 16.09.2003 N 14-18; НГР: ru02000200300183;
Закон Республики Алтай от 07.06.2005 N 44-РЗ; НГР: ru02000200500112}
Законодательными основами обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов являются настоящий Закон и другие нормативные акты Российской Федерации и Республики Алтай.
Отношения по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий регулируются правовыми нормами земельного, водного, лесного, воздушного законодательства, законами о недрах, о животном мире, об охране окружающей среды и иными законодательными актами Российской Федерации и Республики Алтай.
Охрана памятников истории и культуры, находящихся на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 18.10.2005 N 89-РЗ; НГР: ru02000200500254}
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 07.06.2005 N 44-РЗ; НГР: ru02000200500112}
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иных особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляются органами государственной власти Республики Алтай и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 07.06.2005 N 44-РЗ; НГР: ru02000200500112}
К ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится принятие законов по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и контроль за их исполнением.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 27.04.2009 N 19-РЗ; НГР: ru02000200900139}
Ведению Правительства Республики Алтай подлежат
принятие решений по созданию особо охраняемых природных территорий, составление кадастра и установление порядка пользования особо охраняемыми природными территориями в соответствии с настоящим Законом;
разработка, утверждение и реализация долгосрочных целевых программ (подпрограмм) в области особо охраняемых природных территорий;
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 05.12.2008 N 126-РЗ; НГР: ru02000200800476}
выдача лицензий и установление порядка взимания платы за использование особо охраняемых природных территорий в случаях, предусмотренных законодательством, а также платы (таксы) за причиненный материальный ущерб особо охраняемым природным территориям;