Недействующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2004 ГОД

III. Приоритеты в области доходов бюджета


В условиях реализации в Российской Федерации стратегии бюджетного федерализма, когда за различными уровнями бюджетов закрепляются определенные налоговые доходы, увеличение доходов консолидированного бюджета Республики Коми, в первую очередь, должно быть обеспечено за счет роста налоговых поступлений. Следует продолжить работу по заключению соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с крупнейшими хозяйствующими субъектами основных отраслей промышленности республики в целях увеличения объемов производства продукции и продвижения ее на внутренний и внешний рынки, а также в целях реализации комплекса мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате и обеспечения ее своевременной выплаты в дальнейшем во внебюджетной сфере.

Все большее значение приобретает реализация политики стимулирования экономического роста. Наиболее важным шагом в этом направлении должна стать поддержка продвижения четырех крупных инвестиционных проектов: строительство глиноземно-алюминиевого производства, строительство Удорского целлюлозного завода, строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь и модернизация теплоснабжения города Сыктывкара.

Тенденция перераспределения в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации поступлений от акцизов на водку и ликероводочные изделия позволит обеспечить увеличение поступлений от этих налогов в республиканский бюджет. В связи с этим необходимо усилить работу с производителями алкогольной продукции по повышению ее качества, и, наряду с этим, ужесточить меры борьбы с нелегальным оборотом алкогольной продукции на территории Республики Коми.

Лесные ресурсы являются возобновляемыми, поэтому их роль в развитии экономики республики должна повышаться. Существенным источником увеличения бюджетных доходов должны стать лесные подати и арендная плата за пользование лесным фондом. Для этого следует эффективнее использовать лесные ресурсы, повысив требования к их оценке, качеству освидетельствования лесосек и уровню освоения расчетной лесосеки. Стратегической задачей является увеличение доходов республиканского бюджета от комплексного использования лесного фонда за счет вовлечения в переработку мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины и организации высокотехнологичного производства продукции.

В связи с возрастающим перераспределением в пользу федерального бюджета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и газа необходимо активизировать работу с федеральными органами власти по выделению средств федерального бюджета на финансирование геологоразведочных работ, проводимых на территории Республики Коми с тем, чтобы не допустить ухудшения состояния сырьевой базы Республики Коми, как в количественном (сокращение объема запасов), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях.

Существенным резервом повышения доходной части республиканского бюджета является увеличение поступлений неналоговых доходов, в первую очередь, арендных платежей.

Необходимо усилить контроль за эффективностью использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми. При возможности воздействия на повышение эффективности использования этого имущества следует своевременно принимать соответствующие управленческие решения. При невозможности его продуктивного использования для государственных нужд необходимо освобождаться от такой собственности. Для реализации этой задачи необходима разработка региональной стратегии управления государственным имуществом Республики Коми на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Для увеличения поступлений в доходы республиканского бюджета от платежей за пользование земельными ресурсами необходимо продолжить проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю с целью определения земельной собственности Республики Коми. Следует обеспечить проведение полной инвентаризации земель и уточнение реестров пользователей земельных участков на праве аренды и безвозмездного пользования, а также арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате. Должна быть продолжена претензионно-исковая работа по взысканию задолженности перед бюджетом по арендной плате за землю.

Необходимо продолжить работу по установлению экономически обоснованных ставок арендной платы как за пользование земельными ресурсами, так и за переданное в аренду недвижимое имущество Республики Коми.

Должна быть проведена работа по инвентаризации организаций государственного сектора экономики. Они должны быть подвергнуты тщательному анализу с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам. Те из них, которые не удовлетворяют этим критериям, должны быть сняты с бюджетного финансирования и либо приватизированы, либо ликвидированы. Государственные унитарные предприятия, исходя из их экономической сущности, не должны быть обузой и объектом расходов для республиканского бюджета, а должны приносить доход.

Актуальной остается задача повышения эффективности работы с акционерными обществами, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Республики Коми, в том числе с целью совершенствования дивидендной политики прибыльно работающих организаций.

Следует сохранить курс на минимизацию налоговых льгот. Приоритетным должно стать предоставление налоговых льгот организациям, оказывающим социально значимые услуги, и организациям, представляющим интересы социально не защищенных слоев населения, а также непосредственно самим социально не защищенным категориям населения. Необходимо провести тщательный анализ действующих налоговых льгот с целью выявления и отмены неэффективных льгот. При определении условий применения налоговых льгот необходимо предусматривать целевое использование средств, остающихся в распоряжении налогоплательщиков в результате использования налоговых льгот.