Недействующий

Об утверждении республиканской программы "Совершенствование инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2004-2010 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Республики Алтай от 19.10.2007 N 210)

2. Предпосылки роста активности инвестиционной деятельности в Республике Алтай


Важнейший показатель общеэкономической, социальной ситуации и перспектив развития республики - состояние инвестиционного климата, основными составляющими которого являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Согласно инвестиционному рейтингу регионов России за 2001-2002 годы, опубликованному аналитическим журналом "Эксперт" (N 45 от 02.12.2002), Республика Алтай входит в группу регионов, в которых происходит снижение риска при росте потенциала за 1997/1998-2001/2002 годы.

При всей положительной тенденции, Республика Алтай пока еще входит в число регионов со средними трудовым, потребительским, инфраструктурным, финансовым и институциональным потенциалами.

Более динамичным показателем инвестиционного климата республики является инвестиционный риск. За анализируемый период ситуация с рисками в республике улучшилась. Наиболее высокие ранги составляющих инвестиционного риска: законодательный (5 место) и экологический (6 место). Комплексный показатель инвестиционного риска республики снизился: с 40 до 35 места среди субъектов Российской Федерации. В области инвестиционного потенциала основная задача состоит в сохранении уже достигнутых результатов и наиболее полном раскрытии потенциала для инвесторов.

Созданы базовые условия для развития инвестиционной деятельности в Республике Алтай: разработана нормативная база инвестиционной деятельности - Закон Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай", Закон Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-33 "О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам в Республике Алтай".

В соответствии с Законами Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай", от 5 июня 2002 года N 5-33 "О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам в Республике Алтай" инвесторы имеют право на:

а) получение льгот по налогу на прибыль, на имущество, льготы по транспортному налогу (по шкале в зависимости от вида транспорта), освобождение от уплаты местных налогов и сборов;

б) получение субсидий в размере уплаты части единого налога, поступающей в республиканский бюджет (для социальных инвесторов, применяющих упрощенную систему налогообложения).

В настоящее время нарабатывается правоприменительная практика реализации инвестиционной законодательной базы Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 сентября 2002 года N 266 утверждена инвестиционная программа в социальной сфере на 2002-2003 годы, ежегодный план вложений в объекты капитального строительства социальной сферы Республики Алтай.

В целях повышения инвестиционной привлекательности республики разработан и в настоящее время поддерживается официальный сайт Правительства Республики Алтай. Для стимулирования привлечения инвестиций в экономику республики на сайте предусмотрен раздел, посвященный инвестициям, в котором размещены новости, инвестиционное законодательство, аналитические материалы об инвестиционной ситуации в Республике Алтай, информация о работающих в республике страховых компаниях, юридических конторах. Для потенциальных инвесторов представлены базы данных инвестиционных проектов Республики Алтай.

Одним из актуальных и эффективно действующих механизмов стимулирования инвестиций в настоящее время является компенсация части процентной ставки за счет республиканского бюджета по кредитам, выдаваемым коммерческими банками на развитие предприятий. Этот механизм эффективен не только для крупных предприятий, но также для средних и мелких. Данный вид поддержки применяется в рамках программ поддержки малого предпринимательства, агропромышленного комплекса и легкой промышленности.

К настоящему времени в Республике Алтай уже сложилась базовая инвестиционная инфраструктура - совокупность организаций, обслуживающих и способствующих привлечению социальных инвесторов. Однако, по-прежнему сохраняет свою актуальность необходимость ее дальнейшего развития и совершенствования.

Важнейшим элементом инвестиционной инфраструктуры является банковская система. В Республике Алтай работают 7 кредитных организаций и филиалов. На 1 мая 2003 года вложение средств составило - 843 млн.руб., из них привлеченные средства (остатки, депозит, инвестиции) - 698 млн.руб., собственные - 145 млн.руб., Сбербанк Российской Федерации и филиал ОАО "Банк Зенит" - 24 млн.руб., остальные банки - 121 млн.руб.

Большинство кредитных организаций являются универсальными и представляют полный перечень банковских услуг. Спектр инструментов помощи предприятиям в привлечении дополнительных средств велик: кредитная линия, овердрафт, документарные операции.

Следующий элемент инвестиционной инфраструктуры - страховой сектор, который позволяет аккумулировать долгосрочные инвестиционные ресурсы путем трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни. В настоящее время страховой рынок услуг находится в стадии становления. Но уже сейчас страховой сектор на территории Республики Алтай представлен 7 страховщиками. Спектр услуг достаточно широк: более 40 видов страхования различного рода рисков.

В целях активизации инвестиционной деятельности в республике необходимо введение следующих механизмов, направленных на привлечение денежных средств в реальный сектор экономики республики:

финансовый лизинг. Лизинговые операции способны повысить доступность объектов инвестирования хозяйствующим субъектам. Эффективная работа данного механизма связана с отменой НДС по данным банковским операциям;

ипотечное кредитование. Данный вид банковских операций связан с автоматизацией учета имущества и сделок с ним. Для этой цели необходимо ускорить реализацию нормативных документов и программы по формированию единой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

необходимо расширить залоговые формы для кредитов, выдаваемых банками республики коммерческим организациям на регулирование ликвидности. Данная мера позволит отвлечь денежные средства кредитных организаций от вложений в ценные бумаги и направить высвобожденные средства на инвестирование в экономику республики. Использование этого механизма позволит привлечь свободные денежные средства на реализацию конкретных инвестиционных проектов под залог материальных и товарных ресурсов предприятий республики;

создание системы рейтинговой оценки предприятий республики, строящейся на финансово-экономических показателях, позволит упростить процедуру получения кредитов.

Дополнительным источником финансирования капитальных вложений являются средства населения, направляемые на индивидуальное жилищное строительство, доля которых в общем объеме инвестиций ежегодно имеет тенденцию к увеличению.