_____________________________________
Документ утратил силу с 28 ноября 2006 года на основании
Закона Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ
______________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа
23 сентября 2003 года
Настоящий Закон разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Настоящий Закон определяет организацию деятельности органов опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе, устанавливает формы и порядок обеспечения и защиты органами опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, а также защиты имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими.
Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, что и в Гражданском кодексе Российской Федерации и Семейном кодексе Российской Федерации.
1. Органами опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе являются органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого автономного округа.
2. Органы опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и Коми-Пермяцкого автономного округа.
3. Для осуществления деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству соответствующие функции могут возлагаться:
в отношении несовершеннолетних лиц, лишившихся родительского попечения, - на муниципальные органы управления образованием;
в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - на муниципальные органы управления здравоохранением;
в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве (патронаже) по состоянию здоровья, - на муниципальные органы, обеспечивающие социальную поддержку населения.
Органы местного самоуправления, не имеющие в своей структуре вышеуказанных муниципальных органов управления, выполняют функции по опеке и попечительству непосредственно.
Органы опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе осуществляют:
1) защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществление контроля за их содержанием, воспитанием и образованием; обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
2) защиту прав и законных интересов недееспособных и ограниченно дееспособных лиц;
3) защиту прав и законных интересов дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья;
4) защиту имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими.
Органы опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе действуют на основе установленных семейным законодательством принципов:
1) обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нетрудоспособных и иных категорий лиц, нуждающихся в социальной защите;
2) приоритета семейного воспитания детей, обеспечения благоприятных условий для их воспитания, образования и развития;
3) недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
4) разрешения разногласий по вопросам семейных отношений на основе законности, гуманности, разумности и справедливости, обеспечения равенства и уважения прав всех членов семьи, соблюдения права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени;
5) государственной поддержки деятельности органов опеки и попечительства, взаимодействия и координации деятельности с органами государственной власти и общественными организациями при осуществлении защиты прав и законных интересов детей, опекаемых и подопечных.
Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого автономного округа:
- принимает окружные законы, регулирующие семейные отношения по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации, а также организацию и общие направления деятельности органов опеки и попечительства, вносит в них изменения и дополнения, осуществляет контроль за их исполнением;
устанавливает окружным законом минимальные социальные нормы и нормативы предоставления социальных услуг для детей и лиц, находящихся под опекой и попечительством, обеспечивающие минимально необходимый уровень их содержания, социального и медицинского обслуживания, образования, воспитания и полноценного развития детей;
утверждает окружные целевые программы по защите прав и интересов семьи и детей, лиц, находящихся под опекой (попечительством);
осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и окружным законодательством.
Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа:
- разрабатывает окружные целевые программы защиты прав и интересов семьи и детей, лиц, находящихся под опекой (попечительством), профилактики детской безнадзорности и правонарушений, определяет органы и организации, ответственные за исполнение этих программ, контролирует их исполнение;
- обеспечивает реализацию окружных законов в сфере регулирования семейных отношений, защиты прав и интересов детей, деятельности органов опеки и попечительства;
- определяет основные направления политики Коми-Пермяцкого автономного округа в сфере защиты прав и законных интересов лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в том числе в сфере организации и деятельности органов опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе;
- образует или определяет в системе исполнительных органов государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа уполномоченные органы по координации деятельности и взаимодействию с органами опеки и попечительства, проблемам семьи, усыновления и защиты прав детей, опекаемых и подопечных;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и окружным законодательством.
Уполномоченные исполнительные органы государственной власти в Коми-Пермяцком автономном округе по координации деятельности и взаимодействию с органами опеки и попечительства, проблемам семьи, усыновления и защиты прав детей, опекаемых и подопечных:
- организуют исполнение окружных государственных целевых программ по защите прав и интересов семьи и детей, опекаемых и подопечных, программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- вносят в установленном порядке предложения по финансированию окружных целевых программ и мероприятий, распределению финансовых средств, предусмотренных в окружном бюджете на их осуществление;
- координируют деятельность, оказывают консультативную и методическую помощь органам опеки и попечительства, специализированным организациям и учреждениям, в которых находятся лица, нуждающиеся в опеке (попечительстве), обеспечивают их необходимыми методическими, информационными и аналитическими материалами;
- организуют и осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для органов опеки и попечительства, специализированных организаций и учреждений;
- формируют окружной банк данных о лицах, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в опеке (попечительстве), о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
1. Органы местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно определяют структуру органов опеки и попечительства муниципального образования в соответствии с требованиями федерального и окружного законодательства.
2. Общее руководство органами опеки и попечительства осуществляет глава муниципального образования, который несет персональную ответственность за результаты их деятельности.
3. Решения об образовании, упразднении, преобразовании, утверждении и изменении структуры и штатов органов опеки и попечительства, назначении и освобождении от должности их руководителей принимаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным и окружным законодательством и уставами муниципальных образований.
Должностные лица органов опеки и попечительства являются муниципальными служащими.
1. По вопросам, входящим в их компетенцию, органы опеки и попечительства принимают решения. Порядок принятия решений органами опеки и попечительства устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным и окружным законодательством.
2. Решения органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
1. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может предусматриваться создание Комиссии по опеке и попечительству, усыновлению и защите прав несовершеннолетних (далее - комиссия). Комиссия является коллегиальным совещательным органом при главе муниципального образования или органе по опеке и попечительству муниципального образования.
2. Полномочия, состав, порядок образования и деятельности комиссии устанавливаются решениями органов местного самоуправления.
Органы опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе при осуществлении функций опеки и попечительства взаимодействуют с соответствующими исполнительными органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа. Исполнительные органы государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа осуществляют методическое руководство и координацию деятельности органов опеки и попечительства, содействие в осуществлении их функций.
Финансирование органов опеки и попечительства осуществляется в порядке, определяемом федеральным и окружным законодательством.
Органы опеки и попечительства в порядке, установленном федеральным и окружным законодательством, рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают по ним необходимые меры.
1. Органы опеки и попечительства в Коми-Пермяцком автономном округе в интересах несовершеннолетнего дают согласие на установление отцовства в случае смерти его матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав. Согласие на установление отцовства дается органами опеки и попечительства в месячный срок по заявлению лица, признающего себя отцом ребенка.
2. Органы опеки и попечительства отказывают в даче согласия на установление отцовства в случаях, когда установление отцовства ущемляет права несовершеннолетнего или противоречит его интересам.
3. Согласие (отказ в даче согласия) на установление отцовства в отношении несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, дается органами опеки и попечительства с учетом мнения несовершеннолетнего.
1. Органы опеки и попечительства Коми-Пермяцкого автономного округа в интересах несовершеннолетнего, между родителями которого возникли разногласия относительно присвоения ему имени и (или) фамилии, разрешают разногласия и принимают решение о присвоении ребенку имени и (или) фамилии в соответствии с семейным законодательством.
Решение о присвоении ребенку имени и (или) фамилии принимается органами опеки и попечительства в месячный срок по заявлению родителей (одного из родителей), не достигших соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка.
Если после подачи заявления родителями достигнуто соглашение относительно имени и фамилии ребенка, они вправе обратиться в орган опеки и попечительства с совместным заявлением о прекращении рассмотрения вопроса о присвоении ребенку имени и (или) фамилии.