Действующий

О Стратегическом плане развития Екатеринбурга (с изменениями на 25 мая 2018 года)



СТРОИТЕЛЬСТВО


Данный вид экономической деятельности в последние годы демонстрирует положительную динамику развития с учетом незначительного снижения темпов роста в 2017 году, что связано с общеэкономической ситуацией в Российской Федерации.


В Екатеринбурге представлены проектные и научно-исследовательские организации, предприятия, выпускающие строительные материалы, научно-исследовательские организации, строительные компании, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров в сфере строительства и архитектуры, пришедшие на место существовавших ранее мощных государственных трестов и проектных институтов. Наличие в Екатеринбурге столь разноуровневой и многофункциональной базы позволяет осуществлять полный цикл строительства за счет имеющихся ресурсов и возводить уникальные и сложные объекты.


В 2004 году Екатеринбургской городской Думой был утвержден Генеральный план развития Екатеринбурга до 2025 года <1> (далее - Генеральный план), который синтезирует проектные предложения по всем стратегическим направлениям, тем самым устанавливая органическую связь стратегического и градостроительного планирования.


________________


<1> Решение Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 года N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года".


Екатеринбург входит в число лидеров по объемам жилищного строительства в Российской Федерации. Ввод в эксплуатацию жилья в 2003 году составлял 412,8 тыс. кв. м, в 2010 году - 1026,8 тыс. кв. м, в 2017 году - 1030 тыс. кв. м.


Доля малоэтажного строительства сохранилась на уровне 2003 года (13,7%). Сдерживающим фактором освоения территорий для малоэтажного строительства является необходимость их инфраструктурной подготовки.


Несмотря на высокие показатели объемов ввода в эксплуатацию жилья на протяжении нескольких лет и увеличение доли жилищной обеспеченности, сохраняется потребность в жилье эконом-класса для социально незащищенных слоев населения и лиц с невысокими доходами.


Ввод в эксплуатацию нежилых помещений в Екатеринбурге в 2003 году составил 180 тыс. кв. м, в 2010 году - 658 тыс. кв. м, в 2017 году - 1018,9 тыс. кв. м.


Екатеринбург обладает многолетним опытом комплексного освоения территорий, на которых отсутствует производственная деятельность. Примерами служат микрорайоны Комсомольский, Синие Камни, Ботанический. С 2008 года в Екатеринбурге реализуется крупнейший в России и Европе проект комплексного освоения территории - жилой район Академический, занимающий площадь 2,5 тыс. га и рассчитанный на 325 тыс. жителей. С 2013 года началась реализация другого знакового проекта не только для Екатеринбурга, но и для России - микрорайона Солнечный, рассчитанного на 85 тыс. жителей. Одновременно в городе осуществляются менее крупные, но значимые проекты, такие как ВИЗ-Правобережный, Юг-Центр.


Имеющийся потенциал позволяет городу реализовывать проекты комплексной застройки, возведения уникальных сооружений, строительства объектов высокого качества, соответствовать современным тенденциям в строительстве.


Одним из сдерживающих факторов развития строительно-инвестиционного комплекса остаются низкая доступность финансовых инструментов как для предприятий, так и для населения. Кроме того, негативно сказываются на развитии строительного сектора наличие административных барьеров, ведущее к длительным срокам формирования разрешительной документации на строительство многоквартирных жилых домов, ограничение возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, дефицит мощностей предприятий по производству стройматериалов.


Основными перспективными направлениями развития отрасли являются создание условий для привлечения частных инвестиций, направленных на обеспечение земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой; развитие рынка доступного арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда; расширение экономических механизмов и схем привлечения средств от населения на строительство жилья.