2.1. Управление гражданской обороной в повседневных условиях организуется из мест постоянного расположения органов управления.
2.2. Управление гражданской обороной в военное время организуется из защищенных запасных пунктов управления исполнительных органов государственной власти, запасных пунктов управления органов местного самоуправления и аварийно-спасательных служб (пункт в редакции, введенной в действие с 7 июня 2005 года постановлением Губернатора Астраханской области от 7 июня 2005 года N 383, - см. предыдущую редакцию).
2.3. В зависимости от предназначения и места размещения запасные пункты управления могут быть загородными, городскими и подвижными.
2.4. В тех звеньях управления (города, не отнесенные к группам по гражданской обороне, сельские районы, села, поселки, сельские советы и др.), где заблаговременное строительство защищенных пунктов управления не предусмотрено, для размещения запасных пунктов управления используются имеющиеся убежища всех классов, противорадиационные укрытия, подземные пространства, заглубленные помещения с усиленными несущими конструкциями и другие помещения, способные уменьшить поражающее воздействие средств нападения противника.
2.5. Запасные пункты управления включают защищенные рабочие помещения с узлами связи, автономными источниками энергопитания, водоснабжения и другими системами жизнеобеспечения, аппаратурой центрального оповещения, средствами закрытой связи; защищенные помещения и сооружения для укрытия отдыхающей смены и наземные помещения для работы и отдыха личного состава органов управления до объявления воздушной тревоги. Загородные пункты управления включают также места стоянки техники и посадочные площадки для вертолетов.
2.6. В одном из рабочих помещений запасного пункта управления оборудуется центр управления, предназначенный для работы руководящего состава по управлению гражданской обороной области в военное время. Он оснащается средствами связи, автоматизации и механизации, пультами управления и оповещения, экранами (табло) для отображения состояния гражданской обороны и создавшейся обстановки, аппаратурой дистанционного ввода и вывода информации на ЭВМ и другими необходимыми техническими средствами управления.
2.7. Для непосредственного управления выдвижением сил в очаги поражения, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются подвижные пункты управления (ППУ). ППУ развертываются на специальных или приспособленных автомобилях и других транспортных средствах, где оборудуются рабочие места для специалистов оперативных групп и устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание постоянной связи с запасным пунктом управления, подчиненными органами и силами, действующими на определенном направлении.
2.8. На случай выхода из строя органов управления гражданской обороной области, городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, городских районов, аварийно-спасательных служб заранее назначаются органы управления-дублеры, базирующиеся на своих запасных пунктах управления. Органы управления-дублеры заблаговременно оснащаются необходимыми средствами связи и обеспечиваются соответствующими документами по управлению гражданской обороной в роли дублирующего органа управления.
2.9. Порядок работы на пунктах управления устанавливается решением соответствующего руководителя. Общая ответственность за содержание пунктов управления, поддержание порядка работы на них возлагается на начальников органов управления гражданской обороной. Непосредственную ответственность за содержание пунктов управления, поддержание установленного порядка, а также за их охрану несут начальники пунктов управления, назначенные приказами соответствующих руководителей.
2.10. Для обеспечения работы на пункте управления создаются боевые расчеты. Состав боевых расчетов определяется в мирное время. В состав боевых расчетов включаются специалисты органов управления, осуществляющие работу на пунктах управления, и представители аварийно-спасательных служб. Основными их задачами являются сбор, анализ, обобщение и оценка данных обстановки; подготовка предложений для принятия решений руководителем; документальное оформление принятых решений; доведение принятых решений до исполнителей и контроль за их исполнением; ведение рабочих карт, журналов учета данных обстановки; информирование об обстановке представителей взаимодействующих аварийно-спасательных служб и взаимодействующих органов управления.
2.11. Обучение и слаживание личного состава боевых расчетов проводится в ходе выполнения основных мероприятий по подготовке сил и средств гражданской обороны в течение года.
2.12. Порядок занятия пунктов управления оперативными группами и основным составом органов управления определяется решением соответствующего руководителя согласно действующим нормативным требованиям.
2.13. В целях обеспечения непрерывного управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого из состава общего боевого расчета пункта управления создаются 2-3 дежурные смены, которые включают: старшего дежурной смены, оперативного дежурного и его помощника, дежурных смены центра управления, отделов, групп боевого расчета, узла связи, центра обработки информации, представителей аварийно-спасательных служб.
2.14. На дежурную смену пункта управления возлагаются сбор, обобщение, первоначальный анализ и доклад информации об обстановке руководителю; отображение обстановки на картах, планах городов и других рабочих документах; ведение рабочих журналов обстановки и действий, документальное оформление и передача решений руководителя и контроль за их выполнением.
2.15. Оперативный дежурный назначается из числа офицеров (служащих) и подчиняется старшему дежурной смены. Он обязан быть в постоянной готовности к приему и передаче сигналов оповещения, распоряжений старших начальников; знать общую обстановку в области (городе, районе), состояние сил гражданской обороны и решаемые задачи, состояние систем оповещения и связи; знать порядок работы на пунктах управления, местонахождение руководства гражданской обороны; своевременно доводить сигналы оповещения, распоряжения и указания до подчиненных органов управления и сил гражданской обороны; контролировать состояние охраны и обороны пункта управления и поддерживать на нем установленный порядок.
2.16. Должностные лица дежурной смены от отделов, групп боевого расчета, узла связи и других подразделений обязаны знать свои задачи, положение и состояние подчиненных органов управления и подчиненных формирований, местонахождение своих начальников и других должностных лиц своих подразделений, своевременно выполнять указания своего начальника, старшего дежурной смены и оперативного дежурного.
2.17. На запасном пункте управления устанавливается единый распорядок для работы должностных лиц и дежурных смен, отдыха и питания всех специалистов. Отдых организуется по сменам. Каждый, убывая на отдых, должен передать данные об обстановке, отданных распоряжениях, месте и времени своего отдыха.