Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2003 года N 196


О Программе экономического и социального развития Республики Алтай на 2004-2008 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
Закона Республики Алтай от 17.11.2006 N 93-РЗ
____________________________________________________________________

На основании подпункта "б" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 130 Конституции Республики Алтай Правительство Республики Алтай

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Программу экономического и социального развития Республики Алтай на 2004-2008 годы (далее именуется - Программа).

2. Источники и объемы финансирования Программы из бюджета Республики Алтай подлежат ежегодной корректировке и уточнению в установленном порядке.

3. Направить Программу в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для согласования и регистрации в установленном порядке.

4. Рекомендовать Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай Лапшину М.И. представить Программу на утверждение в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай
Н.М.Тайтаков

     

ПРОГРАММА
экономического и социального развития Республики Алтай
на 2004-2008 годы

     
Содержание

I

Паспорт Программы

II

Основное содержание

1.

Социально-экономическое положение и основные направления развития Республики Алтай

1.1.

Социально-экономическое положение Республики Алтай

1.2.

Основные проблемы социально-экономического развития Республики Алтай

1.3.

Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Республики Алтай

2.

Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

3.

Система программных мероприятий

4.

Механизм реализации Программы

5.

Ресурсное обеспечение Программы

6.

Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы

7.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

III

Приложения к Программе

Приложение 1*

Система программных мероприятий

Приложение 2

Программные мероприятия

Приложение 3

Эффективность программных мероприятий

Приложение 4

Предполагаемые объемы и источники финансирования

Приложение 5

Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы и осуществлению институциональных преобразований

Приложение 6

Мероприятия, предлагаемые для софинансирования за счет средств федерального бюджета

Приложение 7

Объем финансовых средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Республики Алтай в 1999-2002 годах

Таблицы: 5.1 и 5.2

Структура финансирования Программы

Объемы и источники финансирования по Программе в целом

________________

* Текст приложений 1 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

 

    
ПАСПОРТ
Программы экономического и социального развития Республики Алтай на 2004-2008 годы

Наименование программы

Программа экономического и социального развития Республики Алтай на 2004-2008 годы

Основание для разработки программы

Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 2 ноября 2001 года N 424

Государственный заказчик программы

Правительство Республики Алтай

Основные разработчики

Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай

Основная цель программы

Создание условий для последовательного приближения Республики Алтай по показателям социального и экономического развития к среднероссийским значениям:

ВРП на душу населения - до 48,5 тыс.руб.

объем промышленной продукции на душу населения - до 3,9 тыс.руб.,

объем сельскохозяйственной продукции на душу населения - до 14, тыс.руб.,

инвестиции в основной капитал на душу населения - до 7,9 тыс.руб.,

постепенного снижения дотационности бюджета республики с 62% до 44%.

Основные задачи программы

1. Укрепление и развитие социальной инфраструктуры республики. Социальная защита и создание благоприятного социального климата для жизнедеятельности населения.

2. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

3. Развитие транспортной, энергетической инфраструктуры, инженерных коммуникаций, инфраструктуры связи республики.

4. Создание условий для развития эффективной многоотраслевой экономики на базе технического перевооружения и модернизации предприятий, внедрения современных технологий глубокой переработки сырья, использования природных возможностей в республике.

5. Укрепление финансового состояния республики, увеличение доли собственных доходов бюджета республики.

Сроки и этапы реализации программы

Программа осуществляется в 2004-2008 годы и реализуется в два этапа - 2004-2006 годы и 2007-2008 годы.

Реализация Программы начнется с проведения мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач в социальной и экономической сфере. В 2007-2008 годах продолжится реализация инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные сдвиги в развитии реформирования социальной сферы и экономики, а также создающих основы для дальнейшего стратегического развития республики.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Программой не предусматривается разработка подпрограмм.

Основные мероприятия намечено осуществить в отраслях здравоохранения, образования, культуры, промышленности, агропромышленного комплекса, энергетики, транспортного комплекса.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Органы исполнительной власти, организации, производственные предприятия и учреждения непроизводственной сферы Республики Алтай.

Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут отбираться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ.    

Объемы и источники финансирования программы

Предполагаемый объем финансирования в 2004-2008 годы (в среднегодовых ценах 2002 года) составляет 3,236 млрд.рублей, в том числе:

· собственные средства предприятий-участников Программы - 0,240 млрд.рублей (7,4%);

· средства федерального бюджета - 1,330 млрд.рублей (41,1%);

· средства республиканского бюджета - 0,752 млрд.рублей (23,2%);

· кредиты коммерческих банков и средства инвесторов - 0,724 млрд.рублей (22,4%);

· средства других внебюджетных источников - 0,190 млрд.рублей (5,9%).

Система организации контроля исполнения программы

Правительство Республики Алтай осуществляет общее руководство своевременного и полного проведения мероприятий и реализации проектов Программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем использования средств федерального и республиканского бюджетов.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации Программы ожидается:

- рост ВРП в 2008 году по отношению к 2002 году в 1,3 раза;

- прирост промышленной продукции на 20%, продукции сельского хозяйства - на 26%;

- увеличение инвестиций в основной капитал в 1,4 раза;

- повышение ежегодных доходов населения на 20%;

- увеличение собственных доходов бюджета в 3,2 раза;

- снижение дотационности республиканского бюджета с 62% до 44%.

За время реализации Программы будет сохранено 14640 и создано новых 1379 рабочих мест.

     
1. Социально-экономическое положение и основные направления развития Республики Алтай на 2004-2008 годы

     
1.1. Социально-экономическое положение Республики Алтай


Республика Алтай расположена в южной части Алтайского горного массива, в местности, где высокие горные хребты (Катунский, Курайский, Северный и Южный Чуйские) перемежаются с глубокими долинами (Абайская, Уймонская, Чуйская). Протяженность территории с севера на юг - 360 километров, с запада на восток - 380 километров. Площадь республики 92.9 тыс.кв.км. Была образована как Автономная область Ойротского народа с центром в с.Улалинском (ныне - Горно-Алтайск) декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 1 июня 1922 года. В 1925 году входила в состав Сибирского и Западно-Сибирского и Алтайского краев. 7 января 1948 года переименована в Горно-Алтайскую автономную область. 3 июля 1991 года была преобразована в Республику Горный Алтай и вышла из состава Алтайского края. С 1993 года в связи с принятием Конституции Российской Федерации является субъектом Российской Федерации и называется Республика Алтай. В настоящее время входит в Сибирский федеральный округ.

Столица Республики Алтай - г.Горно-Алтайск с численностью жителей 53,5 тыс.человек. Расстояние от Москвы до Горно-Алтайска - 3641 км.

Республика Алтай граничит: на севере - с Кемеровской областью, северо-востоке с Республикой Хакасия, на северо-западе - с Алтайским краем, на юго-западе - с Республикой Казахстан, на юге - с Китайской Народной Республикой, на юго-востоке - с Монгольской Народной Республикой, на востоке - с Республикой Тыва.

Природно-ресурсный потенциал


Главные ресурсы Алтая - это натуральные природные продукты. Республика располагает третьей частью всех гидроресурсов Западной Сибири (10 миллионов киловатт среднегодовой мощности).

Реки принадлежат к бассейну реки Катуни и Бии. Гидрографическая сеть насчитывает более 20 тысяч водотоков общей протяженностью более 60 тыс.км. Почвы горно-подзолистые, местами черноземные.

Леса занимают 47% территории. Из деревьев преобладают хвойные породы: лиственница и кедр. Климат резко континентальный, среднегодовая температура -7 градусов. Температуры зимой колеблются от - 35 до - 8 градусов, летом - от +5 до +25 градусов. Вегетационный период продолжается около 75-120 дней.

Территория республики обладает уникальным потенциалом для развития лесной и деревообрабатывающей промышленности. Общий объем запасов древесины составляет около 700 млн. м(3), из которого 500 млн.запасы хвойных пород. Расчетная лесосека составляет более 2 млн.. Возможно широкое развитие лесохимии, производства кедровой живицы, пихтового масла, особо ценных продуктов из хвои.

Растительные ресурсы республики насчитывают более 3 тыс.видов высших растений, из них 200 видов - растений-эндемиков, встречающихся только в горах Алтая. Разнообразие физико-географических условий определяет богатство промысловой фауны. В Республике Алтай имеется более 50 видов промысловых зверей и птиц, поэтому регион издавна считался и сегодня считается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири.

Обширные территории горных пастбищных угодий, навыки и опыт местного населения наиболее полно отвечают развитию отгонного животноводства. В горных и предгорных районах возможно эффективное развитие табунного коневодства, овцеводства, скотоводства, пантового мараловодства и оленеводства.

Алтайские высокогорные луга по своему составу трав сродни альпийским и поэтому здесь производится признанный всем миром король сыров - "швейцарский". Алтайские сыры питательны, вкусны, ароматны, легко и быстро усваиваются организмом.

В Горном Алтае заготавливают панты маралов - уникальную продукцию, не имеющую по качеству аналогов в мире. Панты маралов и пятнистых оленей используются преимущественно для изготовления препаратов восточной медицины. Горный Алтай также известен такими уникальными продуктами как мумие, струя кабарги, медвежья желчь, золотой корень и другими. Также традиционной отраслью хозяйственной деятельности жителей республики является пчеловодство.

Горный Алтай - уникальный природный памятник, имеющий общечеловеческое значение. Природа Горного Алтая характеризуется исключительной красотой, богатством и разнообразием. Горные массивы, леса, многочисленные реки и озера, растительный и животный мир образуют уникальный природный комплекс. Регион признан одним из красивейших уголков планеты. Пять природных объектов Горного Алтая - территории Алтайского и Катунского заповедников, Телецкое озеро, массив горы Белуха и плоскогорье Укок - включены в список Всемирного Природного наследия ЮНЕСКО. Регион стал четвертым в России после Байкала, Камчатки и лесов Республики Коми, получившим этот престижный статус.

Минеральные ресурсы Республики Алтай разнообразны по количеству выявленных полезных ископаемых и значительны по разведанным запасам. Но сегодня минерально-сырьевой потенциал региона практически не используется. В настоящее время разрабатываются в незначительных объемах золоторудные и молибдено-вольфрамовое месторождения, залежи декоративного камня и строительных материалов. Из нерудных ископаемых следует отметить месторождения мрамора, слюды, гранита, асбеста, цветных глин, известняков, цветных поделочных камней, яшмы, хрусталя и др.

Разведаны и подготовлены к эксплуатации месторождения: Чаган-Узунское ртутное, уникальные по декоративности Ороктойское и Коскольское мраморов (по объему 2,5-3 млн.кубометров), Холзунское железорудное (с запасами 0,68 млрд.т), Пыжинское каменноугольное и Талды-Дюргунское буроугольное. Пыжинское месторождение находится в Турочакском районе, в 250 км от г.Бийска. На месторождении выявлено свыше 10 угольных пластов мощностью от 1,0 до 4,8 метров с теплотворной способностью 7.500 ккал на 1 кг. На Талдыдюргунском месторождении бурого угля, расположенном в 4 км от с.Чаган-Узун, разведаны 2 участка, пригодные для разработки открытым способом. Прогнозы запасов угля составляют 68 млн.тонн.

Разведано крупное месторождение золота (Синюхинское) с запасами до 20 т и два узла (бассейны рек Лебедь и Калычак) россыпной золотоносности с запасами около 2.2 т. Имеются обоснованные геологические предпосылки в обнаружении крупных коренных источников золота в бассейнах рек Лебедь, Ульмень, Чойка, Пыжа с прогнозными ресурсами в первые сотни тонн. Выявлено уникальное по запасам комплексное месторождение редкоземельных металлов (тантал, литий, рубидий, цезий, висмут). Оценены с различной детальностью несколько месторождений (кобальт, вольфрам, молибден, висмут, медь, серебро, золото, ртуть). В стадии изучения и освоения находятся месторождение гипса Падь Деликская и Лебедское волластонитовое. Выявлены залежи многих видов строительных материалов, ювелирно-поделочных камней.

Прироста запасов золота за период с 1991 года по 2000 год не было. Увеличение разведанных запасов золота возможно в связи с доизучением такими предприятиями, как рудник "Веселый" и прииск "Алтайский" своих месторождений (поисково-оценочная работа и эксплуатационная разведка Сиинского, Майского, Чуринского, Ашпанакского золотоносных узлов), но прирост запасов категорий С1 и С2 покрывает их добычу металла из недр только на 15-25%, т.е. идет медленная убыль запасов.

Стоимость суммарных запасов цветных металлов (серебра, золота, меди и др.) оценивается в 15 млрд. долларов.

Лечебный фонд Горного Алтая представлен комплексом климатических факторов, которые в сочетании с источниками минеральных вод и лечебными грязями создают благоприятные условия для формирования курортного комплекса. К кайнозойским разломам приурочены четыре группы термальных вод, на базе которых возможно расширение и развитие бальнеологических центров - курортов и санаториев местного, российского и международного значения.

Демография


За прошедшие десять лет численность постоянного населения республики увеличилась на 4,8% и составила на 1 января 2003 года 205,2 тыс.человек. Республика Алтай резко отличается от большинства других регионов России преобладанием сельского населения, которое составляет 151,9 тыс.человек (74% от всего населения). Средняя плотность населения 2,2 чел.кв.км. Естественный прирост за 2002 год составил 175 человек, в том числе городского населения - 20 человек.

Таблица 1.1

Численность населения, тыс.чел.

на 1 января 2002 года

все

в том числе

население

городское

сельское

Российская Федерация

143954,4

105080,9

38873,5

% от всего

100

73,0

27,0

Сибирский федеральный округ

20542,1

14479

6063,1

% от всего

100

70,5

29,5

Республика Алтай

204,9

53,5

151,4

% от всего

100

26,1

73,9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»