Главная цель - разработка комплексного нормативно-правового, организационно-управленческого, учебно-методического обеспечения развития системы образования на селе.
Реализация программы предусматривает:
- разработку и внедрение новой экономической политики в сфере образования, нового механизма финансово-экономического обеспечения образовательных учреждений села, предусматривающего социальные гарантии, стабильное нормативное бюджетное финансирование; возможности для финансовой самостоятельности сельских школ, развития предпринимательской, хозяйственно-экономической деятельности образовательных учреждений села;
- разработку теоретических основ деятельности сельской школы как открытого социального института, важного фактора социального, экономического, культурного развития аграрного сектора республики;
- разработка социально-педагогических технологий обучения и воспитания, социально-педагогической помощи и психологической поддержки учащихся сельской и особенно малочисленной национальной школы. Предполагается в рамках программы отработка модели национальной сельской гимназии;
- обновление содержания психолого-педагогической подготовки кадров для образовательных учреждений села, модернизацию системы непрерывного образования педагогических кадров, студентов педагогических колледжей и ВУЗов, повышение квалификации педагогических работников села в рамках реализации республиканской целевой программы \"Педагогические кадры\" на 2003-2007гг.;
- завершение сооружения объектов, находящихся в незавершенном строительстве, замена ветхого и аварийного фонда зданий образовательных учреждений, в необходимых случаях использование для организации образовательных учреждений (малочисленных дошкольных и начальных) имеющегося жилищного фонда;
- повышение охвата детей дошкольным образованием на основе использования имеющегося на селе жилищного фонда (создания дошкольных учреждений семейного типа) и организации кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях для проведения с ними занятий по всестороннему развитию и подготовке к школе;
- определение подушевых нормативов финансирования сельских образовательных учреждений с учетом малочисленности основной их части;
- централизованное обеспечение сельских дошкольных и общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, детских домов, учреждений дополнительного и начального профессионального образования учебниками, учебной, учебно-методической, научно-методической и художественной литературой; учебно-лабораторным оборудованием, мебелью, учебно-наглядными пособиями, спортинвентарем, технологическим оборудованием для столовых, медицинских комнат, автотранспортными средствами;
- поэтапная компьютеризация и информатизация общеобразовательных учреждений села, их эффективное использование в образовательном процессе;
- ориентация содержания общего среднего образования на общекультурное развитие учащихся, потребности сельского социума и сельской семьи во всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, развитие профильного обучения в старших классах;
- создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельских округах на основе интеграции общего среднего и дошкольного, общего среднего и дополнительного, общего среднего и начального профессионального образования в структуре средней общеобразовательной школы; развертывания в каждом сельском районе центров довузовской подготовки учащихся на основе интеграции общеобразовательных школ с учреждениями высшего и среднего профессионального образования;
- содействие в развитии подсобных хозяйств на базе средних образовательных учреждений с целью самообеспечения, трудового воспитания, обучения, организации технологической подготовки школьников, раннего жизненного и профессионального самоопределения обучающихся на основе обеспечения общеобразовательных школ земельными участками, необходимой сельхозтехникой и инвентарем;
- создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и специализированного обучения одаренной сельской молодежи, получения общего образования гражданами, сочетающими обучение с трудовой деятельностью, в том числе путем дистанционной формы обучения;