Недействующий

О Республиканской целевой программе реализации экспортного потенциала Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы

Бриллианты


В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 33 алмазогранильных предприятия, из них 28 заводов имеют собственные производственные мощности, включая 3 учебно-производственных комбината для подготовки рабочих кадров. По причине относительно короткого срока становления и развития алмазогранильного производства большинство заводов являются нерентабельными. Основные причины - это слабая техническая оснащенность; низкая производительность труда огранщиков (13 карат в месяц по итогам 1999 г.); относительно низкая квалификация работников; высокая себестоимость производства бриллиантов (130-216 долл./карат); значительные простои из-за отсутствия сырья; недостаточная заполняемость станочного парка.

В 2001 году предприятия Республики Саха (Якутия) реализовали за пределы республики бриллиантов на сумму 231,2 млн. долл. Основными импортерами якутских бриллиантов являются США (46,2%) и Израиль (40,6%). Реализация в регионы РФ составляет 4,7%.

За последние несколько лет рынок алмазов и бриллиантов претерпел большие изменения. Основными событиями, повлиявшими на тотальную трансформацию отрасли, являются появление новых стран-продуцентов, изменения в структуре единого канала сбыта алмазного сырья, экономический кризис в Азии, нестабильная политическая обстановка в России и в Анголе и др.

Основные потребители бриллиантов - США и Япония. На них приходится 65% мировых розничных продаж. На долю европейских стран - 14%. Заметную роль играют Китай и страны Юго-Восточной Азии, особенно Таиланд, Корея, Сингапур, Гонконг, Индонезия, Шри-Ланка, в которых уже создан новый крупный центр гранильной промышленности с большими перспективами роста. Доля рынка этих стран в объеме мировых продаж ювелирных изделий с бриллиантами в 1980 году была менее 3%, в настоящее время - 7%.

В перспективе надежды алмазного сообщества обращены в сторону таких крупных потенциальных рынков как Китай и Индия. Китай может стать крупнейшим потребительским рынком нового тысячелетия. Средний экономический рост в Китае составил 8% в 1999 г. Постоянно растет число городского населения с высоким, постоянно растущим доходом, способным стать потребителем ювелирных украшений с бриллиантами. В октябре 2000 года в г. Шанхае была открыта Шанхайская алмазная биржа. В мае 2002 года биржа получит статус наблюдателя Всемирной Федерации Алмазных Бирж.

Население Индии (свыше 1 млрд. человек) является вторым по численности в мире после Китая. Экономика Индии идет на подъем, и инфляция снижается. Большой слой среднего класса и богатые граждане обладают огромным потенциалом для покупок ювелирных изделий с бриллиантами.

Страны Ближнего Востока - также один из крупных потенциальных рынков. Так, в Пакистане идет подготовка к созданию алмазной биржи.

В настоящее время мировой рынок бриллиантов переживает спад. Основная причина - спад в экономике США - основного потребителя бриллиантов. В результате в розничной сети скопились избыточные запасы товара. Очень медленными темпами идет восстановление экономической ситуации в Японии. Эти два крупнейших рынка определяют состояние розничных продаж.

Еще одна причина - перенасыщенность рынка бриллиантов после празднования миллениума - к встрече нового тысячелетия производители "выбросили" на рынок много камней.

Безработица и спад в экономике США оказали влияние на рынок бриллиантов: снизились объемы продаж ювелирных изделий с бриллиантами. Хотя стоит отметить, что хорошо продаются дорогие изделия с высококачественными бриллиантами.

Однако падение спроса на бриллианты не оказало никакого влияния на их цены, которые были устойчивы в течение всего года (2001 г.).

Прогноз на дальнейшее развитие мирового рынка бриллиантов и ювелирных изделий, по оценке специалистов, благоприятный. Так, ожидается ежегодный рост мирового потребления бриллиантов в 2002-2005 г.г. в среднем на 5%.

По прогнозам специалистов, намечаются признаки оживления мирового бриллиантового рынка. Снижение спроса и падение продаж наблюдается с начала 2000 года. За два года цены на бриллианты упали примерно на 15%. Но с декабря прошлого года рынок стал потихоньку оживать.

В перспективе на рынке ювелирных изделий с бриллиантами основное место, как и раньше, будут занимать США и Япония.

По официальным данным рост продаж ювелирных изделий с бриллиантами у наиболее крупных российских предприятий, таких как "Алмаз-Холдинг", "Русская ювелирная мануфактура", "Аскор", "Кахолонг", "Центр-Ювелир" и др., за последние годы ежегодно составляет от 10 до 20% в год. Общие оценочные данные по розничным продажам в 2001 году составили 500 млн. долл. США, в том числе изделия с бриллиантами - 150 млн. долл. США. Однако специалисты отрасли считают, что потенциал отрасли - 1 млрд. долл. США в год и что он может быть реализован уже в самые ближайшие годы.

Гранильная промышленность России в силу своей специализации на огранке дорогостоящего сырья ориентирована на 97% на экспорт, но не обладает надежной сбытовой сетью. Соответственно внутренний потребительский рынок ювелирных изделий с бриллиантами имеет в настоящее время весьма малую емкость - около 150 млн. долл. В перспективе (к 2005 г.) она может вырасти до 300 млн. долл., или в 2 раза.

Министерство прорабатывает вопрос организации гранильного производства в КНР. Так. во время участия в Международной выставке "Технология из России - 2002" в г. Шэньяне (КНР) ОАО "Туймаада Даймонд" подписан протокол намерений с китайской стороной о создании цеха по огранке бриллиантов в г. Шэньяне. Организация гранильного производства в Китае позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции. Кроме того, это даст возможность внедриться на рынок КНР, который имеет все возможности стать крупнейшим потребительским рынком. В 2003 году планируется экспортировать в КНР бриллиантов на сумму 2 млн. долл. и довести этот показатель к 2006 году до 17 млн. долл.

В последние годы условия работы российских гранильных предприятий постепенно приближаются к условиям работы зарубежных. Решены следующие проблемы: снижена ставка оборотных налогов с 4 до 1%, отменен НДС по операциям с алмазным сырьем, выведена из налогооблагаемой базы сумма переоценки драгоценных камней; российским предприятиям разрешили продавать друг другу алмазное сырье, не используемое в собственном производстве, стал возможен импорт алмазов.

Основными факторами, сдерживающими развитие гранильной промышленности России, являются:

длительные сроки оформления лицензий и другой разрешительной документации при экспортно-импортных операциях;

действие налогов, в базу для исчисления которых включается стоимость алмазного сырья, составляющая 87% стоимости бриллиантов;

отсутствие вторичного рынка необработанных алмазов. Если российские огранщики покупают алмазы внутри страны по мировым ценам, то они не должны все 100% алмазов обрабатывать обязательно в России. Сейчас у отечественных заводов накопилось много остатков, осколков, которые раньше покупал Гохран, а теперь их нельзя ни продать, ни вывезти, так как, несмотря на разрешение правительства РФ, не утвержден порядок учета данных сделок;

значительные потери от неоднократной конвертации сумм кредитов и выручки.