В 2001 году ювелирные предприятия Республики Саха (Якутия) реализовали за пределы республики ювелирных изделий на 193,4 млн. руб. Из диаграммы 2 видно, что наибольшие объемы ювелирных изделий были реализованы в регионы РФ, где работают представительства и Агентства Республики Саха (Якутия): г. Москва и Московская область (14%), Новосибирская область (13%), Хабаровский край (11%), Красноярский край (10%), Иркутская область (7%). Это отражает работу представительств и агентств республики. Такая тенденция сохранится и в последующие годы.
В настоящее время идет активное взаимопроникновение ювелирного и гранильного производств: ювелиры создают цехи огранки бриллиантов, а гранильные цехи - ювелирные мастерские.
Россия - одна из немногих стран в мире, имеющая крупную сырьевую базу (золото, серебро, платина, алмазы, изумруды, полудрагоценные ювелирные камни), современную промышленность по обработке драгоценных металлов и огранке драгоценных камней, хорошо оснащенную и в целом адаптированную к рыночной экономике ювелирную промышленность. Изделия русских ювелиров получают почетные призы на престижных международных выставках. Максимально возможное использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производстве ювелирных изделий отвечает национальным интересам и способствует укреплению экономической безопасности России.
Один из возможных путей увеличения объемов производства и реализации ювелирных изделий - дальнейшее обеспечение условий для выхода российских производителей ювелирных изделий на мировой рынок. Имея современную технологию и современный дизайн, российские ювелирные изделия могли бы занять свое место на мировом рынке. Уже в настоящее время крупные экспортные заказы имеют и выполняют АООТ "Русские самоцветы", Костромской ювелирный завод и другие предприятия. Экспорт ювелирных изделий, особенно после его "либерализации", приобретает все большее значение в условиях ограниченного спроса в России.
На снижение конкурентоспособности в первую очередь влияют экономические причины: уровень налогов, цен на сырье и в целом уровень издержек производства, но не мастерство российских ювелиров.
Анализ тенденций развития ювелирного производства в России показывает (по данным гильдии ювелиров): если с августа по декабрь прошлого года вывоз ювелирных изделий из золота и серебра составил по массе 8% от ввоза, то за истекший период текущего года - 89%.
Возможность экспорта ювелирных изделий без количественных ограничений и лицензий, предоставленная Указом Президента России от 21.06.2001 N 742 о порядке ввоза и вывоза изделий, содержащих драгметаллы, приведет, по прогнозу Российской государственной пробирной палаты, к росту производства в ювелирной промышленности в два раза. Специалисты палаты полагают, что для экспорта золотых ювелирных изделий из России нет никаких препятствий, кроме пошлины в 5%.
Следует заметить, что и производителям, и потребителям ювелирной продукции в России приходится работать в условиях несбалансированного рынка. Пока сделаны лишь первые шаги на пути либерализации отечественного ювелирного рынка: отменены квоты и лицензии на экспорт ювелирных изделий, унифицированы правила скупки драгметаллов у населения, разрешена работа на давальческом сырье, ликвидирован механизм лицензирования производства ювелирных изделий. Эксперты гильдии ювелиров России считают, что у российских ювелирных предприятий появился реальный шанс для увеличения объема экспорта.
По утверждению ювелиров, отечественные производители драгоценностей могут ежегодно потреблять половину всего добываемого в стране золота. В то же время Россия, являясь одним из мировых лидеров по добыче золота, находится в четвертом десятке государств по уровню его использования в ювелирной промышленности.
Самостоятельной проблемой остается вопрос взимания НДС. В России налог взимается с объема произведенной продукции, а на Западе - со стоимости работ. В отрасли, где сырье составляет 70-80% стоимости изделия, подобный подход резко снижает конкурентоспособность отечественной продукции.
Что касается длительности подготовительного этапа для ювелирного рынка после присоединения России к ВТО, то ювелирному рынку и другим секторам потребуется около 5-7 лет, чтобы отечественный рынок адаптировался к новым условиям конкуренции.
Если удастся решить все вышеперечисленные проблемы, то, по мнению гильдии, в ближайшие пять лет ювелирная промышленность сможет увеличить производственные объемы с 25 до 40 т, а в дальнейшем и до 50-60 т золота в год и полностью удовлетворить потребности рынка в своей продукции.
Уже на основании данных 9 месяцев 2002 г. можно сказать, что подтверждается прогноз о росте ювелирного производства в России за счет экспорта при создании благоприятных условий.
Пробирная палата готовит дальнейшие предложения по либерализации экспорта ювелирных изделий без потери контроля за ювелирным производством.
Необходимо в целях рекламы продукции, обретения опыта, связей и профессионального роста участвовать в выставках ювелирных изделий. В год проходит 2-3 серьезные выставки, участие в каждой стоит минимум 1,5 тыс. долл. Но они пополняют круг заказчиков, как отдельных ценителей уникальных работ, так и магазинов и фирм-оптовиков, дают публикации в ювелирных изданиях и каталогах.
Для того чтобы развивать ювелирное искусство и поднимать на мировой уровень ювелирную промышленность, необходимо покупать новое оборудование. Это требует значительных средств. Например, только станок для лазерной пайки стоит 20-30 тыс. долл. США, литейный - около 40 тыс. долл., хорошая цепевязальная машина - не менее 50 тыс. долл.
Увеличению числа заказчиков может способствовать также реклама продукции в Интернете. Особенно, учитывая отставание России от Запада по дизайну массовых изделий, это актуально для эксклюзива, в том числе с бриллиантами.
Реальная ситуация такова, что наиболее вероятными импортерами российских ювелирных изделий, в том числе изготовленных в Республике Саха (Якутия), в ближайшее время могут быть страны ближнего зарубежья. По оценкам, перспективным для якутских производителей ювелирных изделий может стать также территориально близкий и емкий рынок Китая. Предпосылками продвижения продукции в КНР должны быть эффективная маркетинговая политика и конкурентоспособные цены. Общий объем рынка ювелирных изделий из золота и драгоценных камней достиг в Китае 100 млрд. юаней, а суммарная годовая стоимость продукции ювелирной отрасли страны в настоящее время превысила эту величину. Темпы ежегодного роста выпуска ювелирных изделий составляют 8-10%.
Представители компаний-производителей и продавцов ювелирной продукции подчеркивают, что КНР уже заняла свое место среди тех немногочисленных мировых потребителей ювелирной отрасли, затраты которых на приобретение ее изделий превышают 10 млрд. долл. США. Ежегодная потребность Китая в золоте, например, составляет более 250 т. И хотя КНР входит в лидирующую группу стран-потребителей ювелирных изделий из некоторых металлов, в частности из платины, потребность населения страны в такой продукции намного уступает среднему показателю для развивающихся стран, поэтому перспективы развития ювелирной отрасли в Китае являются достаточно обнадеживающими.
По сведениям китайских информационных источников, в ближайшие годы основной спрос на ювелирные изделия в КНР будет исходить, в первую очередь, от новобрачных, а также от тех, кто интересуется бриллиантами. Ежегодно население страны тратит на их приобретение в среднем до 8 млрд. юаней, и потребность в них быстро растет.
По оценкам производственников, основанным на результатах последних выставок, большой интерес к российским ювелирным изделиям сохраняется в странах Восточной Европы и Монголии. Высокое качество продукции там хорошо помнят. Большую роль для потребителей может сыграть заметная разница в цене по сравнению с западными производителями. Основная составляющая цены изделия в отрасли - это сырье. На долю труда приходится только 30%.
Кроме Китая, Монголии и стран Восточной Европы, интерес к отечественным ювелирным изделиям из золота проявляют также Турция, государства Юго-Восточной Азии и др.
В то же время доля России в мировом ювелирном производстве составляет лишь 0,4%. За рубежом отлично знают российские бриллианты. Отечественные камни покупали для своих изделий и Tiffani, и Cartier, но наша ювелирная продукция в мире практически не представлена. Для полномасштабного выхода на мировой рынок нужны крупные инвестиции. Российских ювелирных изделий нет на мировом рынке из-за нехватки денег, а не потому, что они уступают зарубежным аналогам по качеству.
Важное значение для потребителя в настоящее время имеет известность марки ("брэнд"). Так сложилось, что в советской, а затем и российской ювелирной промышленности вовсе не уделяли внимания брэндингу. Первые шаги на пути к раскручиванию своих торговых марок российские производители и владельцы салонов-магазинов делают лишь сейчас. Однако они пока что практически незаметны для покупателя. "Раскрутка" торговой марки требует серьезных инвестиций, но далеко не все участники рынка могут позволить себе столь крупные вложения, поскольку уровень доходности производственных и торговых предприятий не всегда достаточен.
В советское время ювелирные предприятия, за редким исключением, называли просто по месту нахождения: "Московский ювелирный завод", "Свердловский ювелирный завод", "Рижский ювелирный завод". Если в других отраслях старые советские марки с начала свободного рынка еще можно было идентифицировать - "Красный октябрь" или "Бабаевский" (им. Бабаева), "Москвич" или "Жигули", то на ювелирном рынке начался просто хаос.
Итоги социологических опросов показывают, что и в настоящее время ювелирные марки большинство потребителей не знают. Так, среди москвичей, которые постоянно или часто носили ювелирные украшения, только 17% сказали, что знают (хотя и не всегда точно) марки или наименования заводов - производителей. Четко назвали марки и производителей золотых ювелирных изделий менее 1%. Большинство россиян не знает даже, кто является производителем имеющихся у них украшений.
Первым относительно известным в настоящее время российским ювелирным брэндом стала торговая марка "Адамас" Столичного ювелирного завода. В целом же пока говорить о наличии брэндов на российском ювелирном рынке не приходится. И знание марок недостаточно, и индивидуальность марок еще "не на уровне". Цепи и браслеты машинного изготовления могут отличаться только по качеству - сами плетения стандартны и определяются наличием тех или иных станков. Конечно, качество влияет и на внешний вид - микронные допуски, качество пайки, полировки, алмазной огранки, собственно золотой сплав - и цепочка уже играет и переливается совсем по-другому. Но только по блеску отличить изделие одной компании от изделия другой можно не всегда. Все же попытки производителей ввести индивидуальные отличия - например, особый замок - пока ведут только к резкому удорожанию изделий.
Предприятиям-экспортерам нужно либо постоянно идти с опережением в разработке и производстве новых моделей, либо сделать рывок в технологии, гарантирующей защиту от копирования на гораздо более долгий срок. И, безусловно, добиваться предпочтения потребителями изделий определенной марки на основе "нематериальных" преимуществ. Это тем более важно в свете предстоящего вступления России в ВТО.