В целях решения задач реализации экспортных возможностей предприятий необходимой является организация маркетинговой деятельности на республиканском, отраслевом уровнях и уровне предприятий.
Экспорт сырья имеет свои пределы, и республика ставит себе целью увеличение экспорта наукоемких товаров с повышенной степенью обработки, технологий и услуг - ограненных алмазов, ювелирных изделий, нефтепродуктов, продукции деревообработки, пушно-меховой и сельскохозяйственной продукции.
Для этого необходимо не только соответствие производимой продукции мировым стандартам качества, но и дополнительные финансовые расходы на маркетинг, рекламу, консультационные, информационные и юридические услуги.
Одним из существенных факторов конкурентоспособности российских предприятий и экспортеров является эффективная работа по сбору информации о потребностях потенциального контрагента, его платежеспособности, а также оценка особых условий, присущих определенному региональному рынку, на стадии подготовки экспортного контракта. В настоящее время предконтрактные расходы экспортеров составляют около 3% от всей суммы сделки (по данным Минэкономразвития и торговли РФ). Существует значительный дефицит информации по основам законодательства внешнеэкономической деятельности местных рынков, отсутствует система информации о платежеспособности потенциальных потребителей российских товаров и услуг, скорость прохождения информационных потоков между зарубежными представительствами России и российскими экспортерами очень низка. Все это существенно снижает общую конкурентоспособность на мировом рынке. Особенно подвержен этим тенденциям сектор малого и среднего бизнеса, который не обладает существенными финансовыми ресурсами на создание корпоративных информационных сетей и организацию собственных представительств за рубежом.
Информационно-маркетинговое обеспечение будет способствовать установлению хозяйственных связей между российскими и зарубежными предприятиями и созданию информационных баз данных как основы для анализа тенденций изменения экспортных возможностей России и выработки рекомендаций по их развитию и совершенствованию. Это обеспечит тесное взаимодействие между российскими производителями и зарубежными потребителями благодаря современным технологиям информационного обмена и позволит хранить, динамически обновлять, публиковать в сети Интернет актуальную информацию об экономической деятельности предприятий, о производимой продукции и услугах на иностранном языке.
Осуществление информационно-маркетингового обеспечения и рекламы можно разделить на 4 основных раздела:
1. Маркетинговые исследования, консультации экспортеров и мониторинг конъюнктуры товарных рынков (включая интернет-маркетинг).
2. Выставочная деятельность (системное планирование участия в крупных выставках-ярмарках широкого круга предприятий, представляющих экспортно-ориентированные отрасли, независимо от форм собственности).
3. Рекламная деятельность (создание сайта экспортно-ориентированной продукции позволит с минимальными финансовыми затратами осуществлять централизованное размещение информации в систематизированном виде, позволяющее в оперативном порядке и в интерактивном режиме осуществить активное изучение рынка и провести мероприятия по продвижению товаров и услуг производителей РС(Я). По мере развития информационной инфраструктуры на базе страницы возможна разработка активной торговой Интернет площадки, позволяющей вести заключение сделок по широкому кругу товаров, произведенных различными предприятиями, и вести скоординированную и согласованную ассортиментную, ценовую и сбытовую политику).
4. Создание сбытовых сетей.
Мероприятия по маркетинговой поддержке и рекламе (см. направление 3 приложения N 1 "Объемы и источники финансирования"):
Поиск потенциальных партнеров по реализации продукции на зарубежных рынках (взаимодействие с посольствами, торговыми представительствами РФ в странах АТР, АТЭС, АСЕАН, странах Европы, СНГ; взаимодействие с уполномоченными ведомствами РФ, занимающимися внешнеэкономическими связями; сотрудничество с Деловым центром Торгово-Промышленной Палаты России).
Проведение комплексного исследования рыночной конъюнктуры перспективных экспортных товаров (продукция ЛПК, биологически активное сырье северного оленя и продукция из него, ювелирные изделия, бриллианты, сурьмяной концентрат, уголь, продукция камнеобработки, туризм, рыбная продукция). Взаимодействие со Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ).
Работа с представительствами РС(Я) в регионах РФ и зарубежных странах (сбор ценовой и конъюнктурной информации по всем экспортным позициям республики, содействие в продвижении республиканских товаров на внешние рынки, консультации по вопросам нормативно-правовой базы, государственного регулирования и др.).
Мероприятия по презентации продукции республиканских товаропроизводителей в регионах России, странах СНГ и за рубежом согласно ежегодно утверждаемому в Правительстве РС(Я) графику участия в международных выставках (универсальных и специализированных).
Организация и проведение выставки экспортно-ориентированных товаров в г. Якутске с приглашением российских и иностранных компаний, организация переговоров с потенциальными покупателями экспортно-ориентированной продукции.
Подготовка и выпуск рекламной продукции о РС(Я): каталоги продукции, буклеты, проспекты, справочники, компакт-диски; реклама в специализированных отраслевых изданиях, каталогах и справочниках и т.п.
Создание, размещение и реклама сайта экспортно-ориентированной продукции www.sakhaexport.ru.
Маркетинговые мероприятия по привлечению технологического оборудования в РС(Я) для развития экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.
Содействие предприятиям в создании торговых марок, брэндов (предприятий ювелирной отрасли, сельского хозяйства).
Анализ особенностей нормативно-правовой базы основных стран-импортеров продукции РС(Я) с точки зрения продвижения товаров на рынки этих стран (страны АТР и Западной Европы).
Усиление работы Торгово-промышленной палаты республики, как одного из основных маркетинговых центров по обеспечению внешнеэкономической информацией отечественных и зарубежных предпринимателей.
Расширение рынков сбыта экспортно-ориентированных отраслей путем:
Создания сбытовой сети для реализации продукции лесопромышленного комплекса, ювелирных и камнеобрабатывающих предприятий РС(Я) за рубежом.
Создания совместных предприятий в зарубежных странах, предприятий со 100% российским капиталом за рубежом.
Открытия представительств экспортно-ориентированных предприятий РС(Я) в зарубежных странах.
Создания центров по реализации продукции в представительствах РС(Я).