В последние два-три десятилетия спрос в мире, как на панты, так и на мясо оленей быстро рос. Это обусловлено, во-первых, динамичным экономическим развитием и интенсивным ростом населения стран Восточной и Юго-Восточной Азии, повышением уровня жизни населения этих стран, что расширяло рынок сбыта традиционных медицинских и биостимулирующих препаратов, в том числе на основе оленьих пантов. Кроме того имеет место активная миграция населения этих стран в США, страны Западной Европы, Австралию и др. страны и регионы, что создает новые рынки для продуктов традиционной восточной медицины на Западе. В результате культурной ассимиляции постепенно возрастает интерес к восточной медицине и у самих народов этих стран.
На рынках западноевропейских стран, США и Канады мясо оленей из экзотического продукта все более переходит в категорию высококачественной экологически чистой, диетической, но обычной, а не уникальной мясной продукции. Растет собственное производство оленины в этих странах и ее импорт из Новой Зеландии и Австралии.
Таким образом, на мировом рынке действуют долгосрочные тенденции, направленные на дальнейшее интенсивное комплексное развитие оленеводства. В то же время, под воздействием изменений общего состояния мировой экономики и ситуации на важнейших региональных рынках, в развитии спроса на панты, оленину и другую продукцию оленеводства могут наблюдаться текущие конъюнктурные сложности, как это, например, наблюдалось в 1997-1998 г.г. - в период так называемого "азиатского кризиса", или в 2001 г. - в условиях депрессивного состояния потребительского рынка США.
Разведением северных оленей занимаются, кроме России, в Швеции, Финляндии, Норвегии, в США на Аляске, в Канаде и Гренландии. Оленеводство там является не только традиционной основой ведения хозяйства у представителей коренных северных народов, но и достаточно высокодоходной отраслью.
В последние годы спрос на оленину на мировом рынке повышается как следствие эпидемии в Европе коровьего бешенства и ящура. Основными поставщиками являются скандинавские страны - Финляндия, Норвегия, Швеция, но они способны удовлетворить собственные потребности в этом мясе лишь на 50%.
По оценкам зарубежных экспертов, интенсивное, развиваемое в соответствии с современными технологическими и экологическими требованиями оленеводство, является одной из наиболее перспективных и динамичных отраслей животноводства. Весьма позитивный современный опыт создания и развития этой подотрасли в Новой Зеландии и Австралии показывает, что необходим комплексный подход к развитию экономически эффективного оленеводства. Это обусловлено различиями в структуре спроса на продукцию оленеводства на мировом рынке (в частности, в странах Европы и США и в странах Востока), позволяющими максимально использовать все виды продуктов (мясо, панты, сопутствующую продукцию), которые могут быть получены. Большим не задействованным рыночным потенциалом располагает разведение северных оленей, которое в настоящее время остается экстенсивной отраслью, однако для ее развития требуются значительные капиталовложения и маркетинговая поддержка.
Кроме мяса на мировом рынке ценятся рога, панты (молодые рога), шкура, хвост ($10 за шт.), половой член (по $10) и зубы оленей ($1 за шт.). Они продаются в основном в страны Юго-Восточной Азии для изготовления средств народной медицины. На мясо приходится лишь 10% дохода, который можно получить с каждого животного.
Стоит отметить, что оленина - это биологически полноценный продукт с высоким содержанием микроэлементов и витаминов. В мире это мясо по праву считается деликатесом и стоит недешево. Оленеводство в вышеуказанных странах ощущает значительную поддержку государства. Российские же оленеводы вынуждены рассчитывать, в основном, на собственные силы. Несмотря на то, что принят Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", уникальная отрасль - северное оленеводство - остается на сегодняшний день без необходимой поддержки со стороны государства.
В России в настоящее время обитает 61% мирового поголовья оленей. К началу 90-го года в России было самое большое стадо северных оленей - 2260 тыс. голов и еще насчитывалось около миллиона диких. Но это стадо сократилось на 40%. Большие площади оленьих пастбищ в последние годы подвергались промышленному загрязнению, изъятию из народно-хозяйственных нужд, уничтожались пожарами.
Резкое сокращение и продолжающееся падение сельскохозяйственного производства на Севере происходит прежде всего потому, что оно меньше, чем в других регионах России, имеет возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели. Особенности климата, удаленность баз снабжения, ограниченная доступность и разбросанность хозяйств на больших территориях, многократно возросшие расходы на топливно-энергетические ресурсы, транспорт, корма в значительно большей степени отрицательно сказались на экономике агропромышленного комплекса Севера, чем в целом в России.
В первую очередь пострадали оленеводческие хозяйства, расположенные вдали от центральных областей и не имеющие возможности перерабатывать свою продукцию. Привезенный, например, на Чукотку любой товар автоматически возрастает в цене в 3-4 раза из-за высоких транспортных затрат. В результате выгоду получают те, кто научился комплексно использовать и мясо оленя, и панты, и шкуру.
Среди таких успешно работающих предприятий можно назвать производственно-сельскохозяйственный кооператив "Тундра" Лавозерского района Мурманской области. Среди подразделений, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, ведущей является пошивочная мастерская по производству спецодежды (малицы, коборки, совики, ровушки), а также товаров народного потребления (бурки, шапки, тапки) и сувениров. На предприятии есть также биоцех по переработке оленьих пантов, крови и других биологических веществ. Мясо оленей в разделанном виде поступает в розничную торговлю, часть идет на экспорт. Спецодежда раскупается в северных регионах.
Можно еще отметить кооперативы "Оленевод" из Воркуты и "Два озера" в республике Коми. Мини-завод, построенный в Коми, позволяет забивать, разделывать, упаковывать, замораживать и хранить мясо, собирать и перерабатывать до 40 тонн крови, делать первичную обработку шкур и камуса, собирать и обрабатывать рога. В год это предприятие может перерабатывать до 15 тыс. голов оленей. На базе этого предприятия создан учебный центр для подготовки специалистов для работы на аналогичных заводах.
В 1995 г. в Мурманской области шведская компания N or Frus Polarica построила оленеубойный пункт стоимостью $1,7 млн. и теперь ежегодно экспортирует до 200 т оленины.
Мировой рынок оленины составляет 5000 т в год и Россия с ее огромным поголовьем оленей на этом рынке занимает пока не более 5%. Оленина, продающаяся в скандинавских магазинах по цене до $15 за кг, у скандинавских животноводов закупается за $9 - более чем в два раза дороже, чем у мурманских. Но для российских оленеводов закупочная цена $3-4, предлагаемая на шведском оленеубойном пункте, очень выгодна, потому что местные кооперативы закупают мясо меньше чем по $1 за кг. От продаж крупных партий продукции на российском рынке оленеводы практически отказались.
Республика Коми закупает оборудование для оленеубойного пункта финской компании Kometos. Мощности пункта рассчитаны на забой 40 оленей в час, или 22000 оленей в год (это пятая часть ныне обитающих в республике оленей). Контрольный пакет акций оленеводческой компании достанется администрации республики, остальные акции будут продаваться в рассрочку оленеводам.
Некоторые северные регионы России развивают отрасль своими силами с привлечением крупных добывающих предприятий региона, ярким примером тому могут служить Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
На данный момент в Ханты-Мансийском автономном округе обитает 15 011 голов оленей. Чтобы поддержать оленеводов-частников, на Ямале были закуплены около 4 000 голов оленей и розданы частным оленеводам. Таких хозяйств сейчас в округе 477. Причем оленевод обязуется через пять лет вернуть кредит - деньгами или приплодом. В 2001 г. также осуществлялась поддержка из федерального бюджета по целевой программе "Северное оленеводство" в размере 1 650 тыс. руб.
В регионе разработан пакет нормативно-правовых актов, регулирующих жизнедеятельность коренного населения, приняты законы о традиционных видах деятельности, предоставлении земельных участков на территории округа.
Округ является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации, в котором работают более 80 компаний-недропользователей, причем большинство месторождений располагаются там, где живет аборигенное население, занимающееся оленеводством. Все стороны отношений нефтяных компаний и коренного населения регламентированы нормами действующих в округе законов. Нефтяные компании должны согласовывать с коренным населением все свои работы - от проектных и собственно добычи углеводородов до рекультивации земель.
В настоящее время готовится законопроект о территориях традиционного природопользования. Те земли, которые уже были выделены в качестве родовых угодий, будут оформлены как территории традиционного природопользования. Сейчас в округе идет работа по ресурсной оценке земли. Это послужит основанием оценки ущерба при изъятии земли или экологических нарушениях.
В Ямало-Ненецком автономном округе на территории Тазовского района работают два оленеводческих совхоза и два рыбозавода, поголовье оленей - одно из крупнейших в округе и насчитывает 200 тыс. голов. Из 16 тысяч человек, проживающих на территории района, шесть с половиной тысяч - представители малочисленных народов Севера, занимающиеся, в основном, оленеводством, рыбодобычей, охотничьим промыслом.
В Тазовском районе находятся крупнейшие месторождения природного газа. Предприятия нефтегазового комплекса помогают проводить ежегодные слеты оленеводов, дни рыбака, оказывают финансовую помощь. Доля их налоговых отчислений в доходной части бюджета в 2002 году составит около 80%.
Исходя из вышеизложенного, в целях развития оленеводческой отрасли республики было бы целесообразно в перспективе применить опыт российских регионов в части поддержки домашнего оленеводства, разработки нормативно-правовых актов, касающихся традиционных видов деятельности коренных народов, рекультивации земель, восстановления оленьих пастбищ, рассмотреть вопрос финансовой поддержки оленеводческих хозяйств крупными промышленными предприятиями.
В перспективе, в случае увеличения поголовья лошадей и оленей при удовлетворении потребностей внутреннего республиканского рынка, возможен экспорт продукции животноводства из Республики Саха (Якутия) в связи с повышением в последние годы на мировом рынке спроса на оленину и жеребятину вследствие эпидемии коровьего бешенства и ящура.