Недействующий

Об утверждении Программы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай до 2008 года (утратило силу на основании постановления Правительства Республики Алтай от 19.10.2007 N 211)

     

Раздел I. Постановка проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами. Цель, задачи и основные этапы реализации Программы


Тенденция уменьшения производства сельскохозяйственной продукции и существенного ослабления материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Республики Алтай наметилась в 90-е годы.

Количество тракторов в 1991-2000 годах уменьшилось на 83 %, зерноуборочных комбайнов - на 62 %, , кормоуборочных комбайнов - на 67 %. Резко сократилось количество оборудования на животноводческих фермах.

Негативная динамика средств труда стала одной из основных причин роста площади необрабатываемой пашни, сокращения площади посевов, поголовья скота.

Уменьшение внесения минеральных удобрений в 4-5 раз, органических удобрений - в 2-3 раза, а также других работ по улучшению качества почв привело к существенному падению урожайности сельскохозяйственных культур.

В этот период уменьшилось число занятых работников в сельскохозяйственном производстве, ухудшилось качество их жизни. Обследование показало, что свыше 81% сельских жителей считают себя самыми обездоленными людьми в Республике Алтай, а 84% селян сравнивают себя с нищими.

В совокупности эти факторы обусловили уменьшение производства сельскохозяйственной продукции. Стоимость основных товарных продуктов в сельскохозяйственных организациях в 2000 году была меньше, чем в 1991 году в 1,5 раза.

Негативные тенденции в агропромышленном комплексе набрали мощные темпы, остановить которые чрезвычайно сложно. Они заключаются в ограниченности внутренних ресурсов для саморазвития, апатии сельского населения, снижения производительности труда в сельском хозяйстве. Необходимо сильное внешнее экономическое, организационное и психологическое воздействие для того, чтобы изменить негативную тенденцию на позитивную.

По итогам 2001 года были убыточными 41 % сельскохозяйственных предприятий. Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2002 была в 76 организациях. Размер просроченной кредиторской задолженности составлял 81 млн. рублей.

Кредиторская задолженность имеет следующую структуру: 55% - внебюджетным фондам, 33 % - поставщикам и подрядчикам, 8 % - бюджетам всех уровней, задолженность персоналу - 4 %. В соответствии с действующим законодательством ко многим из них могут быть применены процедуры, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Положение, в котором находится часть сельскохозяйственных организаций, может быть охарактеризовано, как фактическая несостоятельность, предусмотренная статьей 3 действующего закона о несостоятельности. Но закон не содержит норм, позволяющих корректно разрешить данную проблему. Более того, он создает противоречие между соответствием организаций - должников признакам несостоятельности и социально-экономической нецелесообразностью применения к ним процедур банкротства. Закон не исключает ситуации, когда подавляющее большинство сельскохозяйственных организаций будет ликвидировано в порядке конкурсного производства, в то время как стоимость преодоления социальных и экономических последствий ликвидации окажется для государства больше, чем затраты по улучшению финансового состояния неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.

Таким образом, необходимость улучшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций путем оказания государственной финансовой поддержки продиктована следующим:

- масштабом проблемы - т.е. это характерно для половины предприятий сельскохозяйственной отрасли;

- неспособностью решения этого вопроса в рамках рыночного механизма, из-за значительной нерыночной ее составляющей (необходимости поддержания социальной стабильности на территории республики, обеспечения достаточных для продовольственной безопасности объемов сельскохозяйственного производства и др.);

- необходимостью решения проблемы параллельно с реализацией Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Причины возникновения несостоятельности сельскохозяйственных организаций могут быть разложены на следующие составляющие:

1. Долги и те препятствия, которые они создают для нормального функционирования хозяйствующего субъекта.

2. Незаинтересованность собственника в стабильной работе либо отсутствие ресурсов для инвестирования.

3. Неэффективность управления и использования имеющихся ресурсов.

4. Неспособность эффективной работы в сложившихся условиях и, как следствие, банкротство.

Первая из названных проблем - проблема прежней несостоятельности. Три последних - в актуальной несостоятельности, которые не исчезнут с ликвидацией накопленной задолженности, а будут толкать сельхозпредприятия к несостоятельности в будущем.

Соответственно с этим, основными задачами Программы являются:

- постановка и совершенствование управления организацией;

- создание благоприятной, для финансового оздоровления, макроэкономической среды в отрасли.

Достижение цели Программы связано как с улучшением финансового состояния, так и с сохранением социальной стабильности и улучшением уровня жизни на селе.