ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2003 года N 150
Об утверждении Программы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай до 2008 года
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Алтай от 19 октября 2007 года N 211
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 года - Закон Республики Алтай от 29.12.2004 N 66-РЗ.
____________________________________________________________________
В целях экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, сохранения и развития их ресурсного потенциала, преодоления спада и перехода к наращиванию производства сельскохозяйственной продукции Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай до 2008 года (далее именуется - Программа).
2. Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.) предусмотреть в республиканском бюджете Республики Алтай на 2004 год и последующие годы средства на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства, Министра сельского хозяйства Республики Алтай Кулагина А.А.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И. Лапшин
ПРОГРАММА
финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций
Республики Алтай до 2008 года
2003 год
Наименование Программы | - финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай до 2008 года |
Основание для разработки Программы | - поручение коллегии Министерства сельского хозяйства Республики Алтай |
Основная цель Программы | - финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай |
Основные задачи Программы | 1. Постановка и совершенствование управления организацией |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2003-2008 годы |
Основные мероприятия Программы | - создание республиканской и районных комиссий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций; |
Исполнители основных мероприятий | - республиканская комиссия по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Предполагаемые участники Программы | - районные комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций |
Объемы и источники финансирования | - объемы и источники финансирования Программы на весь период реализации Программы: |
Ожидаемая экономическая эффективность Программы: | - переход организаций - участников Программы в категорию прибыльных, будут реализованы мероприятия, направленные не только на профилактику финансовой несостоятельности и стабилизацию, но и на переход в категорию прибыльных организаций в дальнейшем. Будет повышена эффективность хозяйственной деятельности организаций - участников Программы |
Социальная эффективность Программы | - повышение уровня жизни на селе, сокращение безработицы |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Тенденция уменьшения производства сельскохозяйственной продукции и существенного ослабления материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Республики Алтай наметилась в 90-е годы.
Количество тракторов в 1991-2000 годах уменьшилось на 83 %, зерноуборочных комбайнов - на 62 %, , кормоуборочных комбайнов - на 67 %. Резко сократилось количество оборудования на животноводческих фермах.
Негативная динамика средств труда стала одной из основных причин роста площади необрабатываемой пашни, сокращения площади посевов, поголовья скота.
Уменьшение внесения минеральных удобрений в 4-5 раз, органических удобрений - в 2-3 раза, а также других работ по улучшению качества почв привело к существенному падению урожайности сельскохозяйственных культур.
В этот период уменьшилось число занятых работников в сельскохозяйственном производстве, ухудшилось качество их жизни. Обследование показало, что свыше 81% сельских жителей считают себя самыми обездоленными людьми в Республике Алтай, а 84% селян сравнивают себя с нищими.
В совокупности эти факторы обусловили уменьшение производства сельскохозяйственной продукции. Стоимость основных товарных продуктов в сельскохозяйственных организациях в 2000 году была меньше, чем в 1991 году в 1,5 раза.
Негативные тенденции в агропромышленном комплексе набрали мощные темпы, остановить которые чрезвычайно сложно. Они заключаются в ограниченности внутренних ресурсов для саморазвития, апатии сельского населения, снижения производительности труда в сельском хозяйстве. Необходимо сильное внешнее экономическое, организационное и психологическое воздействие для того, чтобы изменить негативную тенденцию на позитивную.
По итогам 2001 года были убыточными 41 % сельскохозяйственных предприятий. Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2002 была в 76 организациях. Размер просроченной кредиторской задолженности составлял 81 млн. рублей.
Кредиторская задолженность имеет следующую структуру: 55% - внебюджетным фондам, 33 % - поставщикам и подрядчикам, 8 % - бюджетам всех уровней, задолженность персоналу - 4 %. В соответствии с действующим законодательством ко многим из них могут быть применены процедуры, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Положение, в котором находится часть сельскохозяйственных организаций, может быть охарактеризовано, как фактическая несостоятельность, предусмотренная статьей 3 действующего закона о несостоятельности. Но закон не содержит норм, позволяющих корректно разрешить данную проблему. Более того, он создает противоречие между соответствием организаций - должников признакам несостоятельности и социально-экономической нецелесообразностью применения к ним процедур банкротства. Закон не исключает ситуации, когда подавляющее большинство сельскохозяйственных организаций будет ликвидировано в порядке конкурсного производства, в то время как стоимость преодоления социальных и экономических последствий ликвидации окажется для государства больше, чем затраты по улучшению финансового состояния неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
Таким образом, необходимость улучшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций путем оказания государственной финансовой поддержки продиктована следующим:
- масштабом проблемы - т.е. это характерно для половины предприятий сельскохозяйственной отрасли;
- неспособностью решения этого вопроса в рамках рыночного механизма, из-за значительной нерыночной ее составляющей (необходимости поддержания социальной стабильности на территории республики, обеспечения достаточных для продовольственной безопасности объемов сельскохозяйственного производства и др.);
- необходимостью решения проблемы параллельно с реализацией Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Причины возникновения несостоятельности сельскохозяйственных организаций могут быть разложены на следующие составляющие:
1. Долги и те препятствия, которые они создают для нормального функционирования хозяйствующего субъекта.
2. Незаинтересованность собственника в стабильной работе либо отсутствие ресурсов для инвестирования.
3. Неэффективность управления и использования имеющихся ресурсов.
4. Неспособность эффективной работы в сложившихся условиях и, как следствие, банкротство.
Первая из названных проблем - проблема прежней несостоятельности. Три последних - в актуальной несостоятельности, которые не исчезнут с ликвидацией накопленной задолженности, а будут толкать сельхозпредприятия к несостоятельности в будущем.
Соответственно с этим, основными задачами Программы являются:
- постановка и совершенствование управления организацией;
- создание благоприятной, для финансового оздоровления, макроэкономической среды в отрасли.
Достижение цели Программы связано как с улучшением финансового состояния, так и с сохранением социальной стабильности и улучшением уровня жизни на селе.
2.1. Создание республиканской и районных комиссий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай
2.1.1. Создание республиканской комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай
Для того, чтобы процессы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций имели максимальный эффект, органы исполнительной власти Республики Алтай создают комиссию по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай (далее комиссия). Ее цель координация, активизация и ускорение работ всех служб и органов государственного управления по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций республики.
Персональный состав комиссии утверждается Министерством сельского хозяйства Республики Алтай. Возглавляет комиссию Министр сельского хозяйства. В состав комиссии входят первый заместитель Министра, Заместитель Министра сельского хозяйства по экономике и финансам, представители государственных внебюджетных фондов, налоговой службы и других ведомств (по согласованию). Деятельность комиссии осуществляется на постоянной основе.
Рабочим аппаратом комиссии являются утвержденные председателем комиссии работники министерства и других организаций, входящих в ее состав.
Комиссия должна:
а) формировать перечень организаций, включенных в программу финансового оздоровления, устанавливать календарные сроки проведения работ;
б) по каждой организации, включенной в перечень на финансовое оздоровление, рассматривать план преодоления неплатежеспособности, представленный организацией;
в) организовать работу по привлечению потенциальных инвесторов в агропромышленный комплекс республики;
г) вносить в Правительство Республики Алтай при разработке проекта бюджета Республики Алтай на очередной календарный год предложения о формировании средств для финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в пределах сумм, выделяемых на АПК.
2.1.2. Создание районной комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций
Органы местного самоуправления играют важную роль в успешном осуществлении финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. В их компетенции находится принятие нормативных актов, способствующих реализации процедур по улучшению финансового состояния, принятие решений в отношении объектов социальной сферы.
В целях координации, активизации и ускорения работ всех служб и органов местного самоуправления по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций рекомендовать создать во всех районах республики комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
В состав районной рабочей комиссии рекомендуется включать представителей всех заинтересованных служб, которые могут как-либо повлиять на ход финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Функции по управлению работой комиссии могут возлагаться на органы местного самоуправления.
Комиссия должна:
- оценивать и вести мониторинг финансово-хозяйственного состояния организаций района;
- содействовать проведению реструктуризации кредиторской задолженности организаций в бюджеты всех уровней;
- разрабатывать мероприятия по преодолению несостоятельности неплатежеспособных организаций;
- работать по поиску и привлечению инвесторов.
2.2. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций республики
Анализ финансового состояния всех сельскохозяйственных организаций Республики Алтай проводится специалистами республиканской комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций ежегодно.
Анализ проводится с целью классификации организаций по уровню финансового благополучия, выделения типовых случаев неплатежеспособности по методике экспресс - оценки финансового состояния, разработанной специалистами ВИАПИ, РосАгроФонда. Оценка проводится с помощью индекса финансового благополучия (ИФБ), который представляет собой интегрированный показатель, объединяющий ряд показателей, характеризующих финансовое состояние организации. Использование ИФБ в качестве группировочного признака позволяет унифицировать подход в распределении хозяйств к той или иной группе по уровню финансового состояния.
Это необходимо для решения следующих задач: классификации всех хозяйств по определенному признаку; анализа ситуации, складывающейся в сельском хозяйстве определенного района; выработки программы улучшения финансового состояния для различных групп сельскохозяйственных организаций. Выделяются пять основных групп, для каждой из которых даются типовые рекомендации, позволяющие изначально определить наиболее общие направления работы.
Для обработки информации используется компьютерная программа "Агроэксперт".
Порядок проведения анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций Республики Алтай следующий: бухгалтерский баланс организации (ф.1 по ОКУД) и отчет о прибылях и убытках (ф.2 по ОКУД), вносятся в компьютерную программу. На основании полученных данных республиканская комиссия готовит справку о финансовом состоянии сельскохозяйственных организаций республики, делает группировку в разрезе каждого района. Данные о количестве организаций, относящихся к той или иной группе по ИФБ и др. показателям, передаются в районную комиссию и используются при выборе способа улучшения финансового состояния (п.3.3.).
Данная методика позволяет разделить все организации на пять групп по уровню их финансового благополучия:
Первая группа 1-я группа "Финансовое благополучие".